Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Исламские науки – удел не только мужчин

13.08.2014 3316 0 Комментарии
Исламские науки – удел не только мужчин

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не видел я никого из тех, кому недостаёт ума и совершенства в делах религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!» Женщины спросили: «О, Посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в делах религии и недостаток ума?» Он сказал: «Разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины?» Они сказали: «Да». Он сказал: «Это и указывает на недостаток её ума. А разве женщине не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинался менструальный цикл?» Они сказали: «Да». Он сказал: «А это указывает на несовершенство в делах религии».

Мужчины часто приводят этот хадис в качестве «доказательства несостоятельности женщин в религии и уме». Однако в нашей умме всегда были женщины, которые разрушают данный стереотип своей праведностью и уровнем знаний. Самой известной среди них является вдова Посланника Аллаха (мир ему и благословение), мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах). Согласно одному из преданий Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Одной трети ваших знаний вы научитесь у этой Хумейры»[1]. После смерти мужа Аиша (да будет доволен ею Аллах) провела оставшуюся жизнь, передавая хадисы и комментируя Коран. Абу Муса аль-Аш'ари как-то сказал: «Когда перед нами возникал какой-то вопрос, ответа на который мы не знали, или же не знали верной трактовки какого-нибудь хадиса, мы шли к Аише и спрашивали её. Она всегда давала нам исчерпывающий ответ».

Другое имя – имя одной из сподвижниц Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Насима бинт Кааб (или Умм Амара) (да будет доволен ею Аллах) из племени бану Наджар. Она обладала знаниями в вопросах Шариата и является одной из передатчиц хадисов. Насима бинт Кааб (да будет доволен ею Аллах) больше известна как первая женщина, взявшая в руки оружие для защиты Ислама. Она участвовала в битве при Ухуде, в местечке Худайбия, в битвах Хайбар, Хунайн и Ямамат, не уступая мужчинам ни в смелости, ни в самоотверженности. Например, в битве Ямамат она получила 13 ранений и ей отрубили руку, однако она продолжала сражение.  Ей тогда было больше шестидесяти лет…

Несправедливо, что имена многих женщин, обладавших праведностью и глубокими религиозными знаниями, до сих пор остаются в тени. Большинство мусульман не только не знают их имён, но не знают даже того, что среди женщин-мусульманок вообще были учёные. С помощью Аллаха мы надеемся исправить это положение, передавая рассказы об исламских учёных (из числа женщин), приведённые в книге «История исламского фикха» Ильяса Дудура (2-й том). Книга пока в переводе на русский язык не вышла, зато другая наша сестра-мусульманка, ищущая знаний, перевела статью из неё, касающуюся женщин-учёных.

•             Карима бинт Мухаммад бинт Ахмад Аль-Маруазия (363-463 г.х.) – была из известнейших мухаддисов. У неё обучались величайшие факыхи и мухаддисы века. Из них: Хафиз Хатыб Аль-Багдади, Абу АбдАллах Мухаммад ибн Наср аль-Хумейди, Хафиз Абу Толиб Хусейн ибн Мухаммад аз-Зейнаби, Абуль-Махасин Аль-Мисри и другие. Она была передатчиком Сахиха Аль-Бухари, и её имя тесно связано с данной книгой. Многие считают её шейхой имама аль-Бухари. На самом деле, их разделял целый век. Мухаддиса Умм Кирам посвятила свою жизнь требованию и передаче знаний. Она отказалась от замужества. Абу Бакр ибн Мансур сказал, чтослышал, как его отец упоминал Кариму и сказал: «Видел ли когда-либо человека, подобную Кариме?»

•             Умма Зейнаб Фатыма бинт Айаш (714 г.х.)  была одной из наиболее знающих женщин и достойнейших из них. Требовала знания у имама Ибн Теймия, посещая его маджлисы, а также и у других учёных своего времени. Её ум, проницательность, рассудительность и сильное стремление к знаниям удивляли имама Ибн Теймию. Более того, он восхвалял и описывал Умм Зайнаб как обладающую знаниями. После того, как она переселилась в Каир, ещё больше возвысилась её степень и распространилась слава о ней. Она умерла в ночь Арафа в 714 году по хиджре.

•             Зейнаб бинт Кямаль (740 г.х.) – мухаддиса, посвятившая свою жизнь знаниям. И знание затмило собой для неё все услады и прелести этой жизни. Она отказалась от замужества. Великое множество учеников заменило ей милость собственных детей. Она требовала знания у многих учёных, среди которых были Мухаммад ибн Абдуль-Хади, Хатыб Марда, Ибрахим ибн Халиль, Абу Фахм Аль-Лейданий, Ахмад ибн Абду-д-Даим. Зейнаб бинт Кямаль получила иджазу от Ибрахима ибн Махмуда ибн Аль-Хейр. Зейнаб аль-Бакдарии  и была единственной, кто получил от них иджазу, а также от Абу Насра ибн Алика, Ибн Муна Ан-Нахрауани, Абдуль –Холик Ан-Наштабари и от многих других великих учёных, живущих в разных уголках всего Исламского мира. Также многие из величайших учёных были её учениками, в том числе и Имам Аз-Захаби.

•             Великая и благородная учёная Дахма бинт Яхъя (837 г.х.) – сестра Имама аль-Махди Ахмада ибн Яхъи. Автор важных трудов в области усуль-фикх. Из них – шарх на книгу «Аль-Азхар» в четырёх томах, шарх «Манзуматуль-Куфи», «Мухтасар мунатаха фи усуль аль-фикх», «Дауахир». Писала стихи. Требовала знания у своего брата имама Ахмада ибн Яхъи. Вышла замуж за Саида Мухаммада ибн аби Фадоиль.

•             Фатима бинт Имам Аль-Махди Ахмад ибн Яхъя. Факыха, известная своими знаниями. Её супруг Имам Матухар (да будет доволен им Аллах) обращался к ней в тех случаях, когда у него не было ответа на вопрос, заданный его учениками. И когда он выходил к ним с ответом, они (в шутливой форме) говорили: «Этот ответ не от вас, а от той, которая за занавесом».

•             Айша бинт Юсуф Аль-Бауния (922 г.х.) – одна из величайших, благороднейших и известнейших учёных из числа женщин, обладавшая великим уделом из знаний. Автор множества книг и шархов в области фикха, наху, ильм аль-уруд и других наук. Требовала знания с раннего детства. Обучалась в мадрасах Каира и Дамаска. Писала касыды (торжественные оды, оин из жанров восточной лирики), известные и читаемые в наше время.

•             Умм Абдуль Уаххаб бинт Кады Хусейн ибн Исмаиль Аль-Махамили. Хафиза Корана, учёная в разделах фикха, наху, альм аль-фараид. Была одной из самых знающих факыхов своего времени в шафиитском мазхабе. Давала фатвы наравне с величайшими учёными того времени.

Также Ильяс Дудур в своей книге привёл имена некоторых учёных, обучавшихся у женщин. Из них: Имам Аз-Захаби, имам Аз-Зухри, имам Малик, имам Ахмад, Абу Яъля, Абу Саъд Ас-Самаани, Хафиз ибн Хаджар, Ибн Асакир, Ибн Джаузи, Ибн Аль-Къаййим и другие. Известно, что Ибн Асакир требовал знания у 80 учёных из числа женщин.

Данные сведения не только развеивают миф о тотальной отсталости женщин от мужчин как в праведности, так и в знаниях, но и служат хорошим примером и напоминанием для сестёр-мусульманок о том, что «приобретение знаний является обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки».



[1] Аиша (да будет доволен ею Аллах) была белокожей и часто краснела. За это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) назвал «краснушкой» – «хумейра»

Асия Гагиева

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт