Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ОБЛЕГЧЕНИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ

Нурлан Кайрбеков muftyat.kz 19.04.2022 1639 0 Комментарии
ОБЛЕГЧЕНИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ

В Священном Коране говорится: «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом (или не могут держать пост), следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!».

В своей книге Фахруд-дин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар ар-Рази под названием «ат-Тафсир аль-Кабир» или еще его называют в среде ученых ‘улама, как «Мафатих аль-гайб» что в переводе означает «Ключи от сокровенного» приводит следующее к этому аяту, от Айши (да будет доволен ею Аллах) о том, что пост в день Ашура был обязательным, пока не был предписан пост в Рамадан. В последствии в день Ашура постился кто хотел, а кто не желал, не постился.

Слова Аллаха: «А тем, которые способны поститься с трудом(или не могут держать пост), следует во искупление накормить бедняка» – Фахруд-дин ар-Рази приводит слова Муаза (да будет доволен им Аллах), который сказал: «В начале тот, кто желал постился, а кто не хотел (или был не в состояний держать пост) не постился и кормил за каждый пропущенный день бедняка».

 Это касается тех людей, которые не могут держать пост по состоянию здоровья. Учеными нашего Ханафитского мазхаба было решено по требованиям исламского положения следующее – человек, который не может держат пост, должен накормить бедняка едой в размере трех тысяч тенге, если он не может этого сделать или живет, только на малую сумму денег, или он человек в пенсионном возрасте и живет только на свою пенсию, тогда он может выплатить сумму в размере пятьсот тенге. 

Фахруд-дин ар-Рази в своей книге «ат-Тафсир аль-Кабир» приводит слова Абдулла ибн Аббас, где он прочитал: «А тем, которые способны поститься с трудом(или не могут держать пост), следует во искупление накормить бедняка» – затем ибн Аббас сказал: «Действие этого аята не аннулировано, здесь речь идёт о дряхлом старце или старушке, которые не могут поститься, и вместо этого должны кормить бедняка, платить (фидья) за день поста».

Этого же мнения придерживался имам аль-Бухари, который передал от Анаса, что тот сказал: «Если старец не мог держать пост многие годы, то ему следует кормить по одному бедняку хлебом и мясом».

Также есть повествование от Айуба ибн Аби Тамима о том, что Анас ибн Малик так ослабел, что стал неспособным поститься. Он приготовил котёл сарида (похлёбка с кусками хлеба и мяса) пригласил тридцать бедняков и накормил их. Это же правило применимо к беременным и кормящим женщинам, которые боятся за своё здоровье и здоровье зародышей и детей.

Фахруд-дин ар-Рази в своей книге «ат-Тафсир аль-Кабир» пишет, что после упоминания о том, что соблюдение поста является обязательным предписанием, Всевышний Аллах поведал о том, что мусульманский пост является коротким и легким. Более того, Аллах облегчил обязанности Своих рабов, позволив больным и путешественникам возмещать пропущенный пост в другие дни. Болезнь и дальняя дорога обычно доставляют людям много трудностей, и поэтому Аллах позволил мусульманам разговляться при таких обстоятельствах. Однако пост является крайне полезным обрядом для каждого правоверного, и поэтому Аллах велел возмещать пропущенные дни поста после окончания болезни или по возвращении из путешествия, когда человек вернется к спокойной жизни. Упоминание о считанном количестве дней свидетельствует о том, что при возмещении пропущенного поста мусульманин должен возместить ровно столько дней, сколько он пропустил в месяце Рамадан, причем вместо пропущенного неполного дня он должен поститься один полный день. При возмещении поста разрешается вместо пропущенного короткого и холодного дня поститься один длинный и жаркий день, и наоборот.

Затем Всевышний Аллах позволил вместо соблюдения поста накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это предписание оставалось в силе короткое время, когда Всевышний Аллах только ниспослал повеление соблюдать пост. Пост был настолько непривычен для мусульман, что категорическое повеление поститься могло стать обременительным для многих из них, и поэтому Премудрый Господь пожелал постепенно подготовить Своих рабов к более тяжелому предписанию и позволил им самостоятельно делать выбор между соблюдением поста и кормлением бедняка. При этом Аллах подчеркнул, что для них будет лучше поститься. Впоследствии Он велел соблюдать пост в обязательном порядке каждому, кто способен поститься, и позволил разговляться и возмещать пропущенный пост тем, кто испытывает временные трудности. Существует мнение, что этот аят распространяется только на пожилых старцев и других людей, которые не способны перенести тяготы поста. Такие люди обязаны во искупление пропущенного поста накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это мнение является достоверным.

В Священном Коране говорится: «А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!». Фахруд-дин ар-Рази в своей книге «ат-Тафсир аль-Кабир» дает объяснения этим аятам, где говорит, что если у мусульманина стоит выбор держать, но с трудом или накормить бедняка, то ему лучше поститься, в этом есть благо и вознаграждение от Всевышнего Аллаха. Ведь Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто постился в месяц Рамадан с верой и надеждой, будут прощены совершенные им грехи». Этот хадис приводят имамы ал-Бухари и имам Муслим.

Если мусульманин живет с верой и надеждой на Всевышнего Аллаха и творит добрые дела он будет на верном пути, что приведет его в Рай.  

 

Нурлан Кайрбеков,

Доктор PhD религиовед, исламовед

Заведующий отдела религиозной экспертизы ДУМК

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт