Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Благодать честного заработка

19.01.2015 3237 0 Комментарии

В Коране есть слова Всевышнего [смысл]: «И отвели Мы день для (добывания) средств для жизни…»

И об этом упоминается в том аяте, где говорится о милостях Аллаха по отношению к людям. Аллах сказал [смысл]: «И Мы утвердили вас на земле и даровали вам на ней средства к жизни. Мало же вы благодарите!»

Таким образом, Господь оказывает милость людям, даруя им удел их, и Он потребовал благодарности за это. Всевышний Аллаха также сказал: [смысл]: «Расходитесь по земле и ищите милости Аллаха...»

Сообщается, что как-то раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение) находился в обществе своих сподвижников, которые увидели молодого человека, отличавшегося выносливостью и силой и спозаранку вышедшего из дома в поисках заработка, и сказали: «Горе ему! О, если бы использовал он свою молодость и выносливость на пути Всевышнего Аллаха!» На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:«(Не говорите так, ибо) если вышел он в поисках (заработка) для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках (заработка) для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках (заработка) для себя самого, воздерживаясь (от всего дурного), то он на пути Аллаха, если же вышел он напоказ другим и ради похвалы, тогда он на пути шайтана».

Взаимоотношения людей друг с другом могут включать в себя элементы несправедливости, что навлечёт на несправедливых гнев Аллаха. Несправедливыми являются любые действия, совершаемые с целью нанесения вреда другим людям. Они подразделяются на те, что наносят вред всем, и на те, что наносят вред только тем людям, с которыми человек имеет дело непосредственно.

Часть первая имеет отношение к тому, вред от чего носит общий характер и что бывает двух видов. Первый – скупка продуктов питания торговцем, который запасает их в надежде на повышение цен. Подобное является проявлением несправедливости по отношению ко всем, а человек, поступающий подобным образом, с точки зрения Шариата достоин порицания. Это относится к тем случаям, когда продуктов не хватает и люди нуждаются в них, а задержка с их продажей может принести какой-то вред. Если с продуктами затруднений нет и люди не испытывают в них острой нужды, раскупая их в малых количествах, а торговец откладывает продажу того, что имеет, но не дожидается голода, никакого вреда за собой это не повлечёт. Если же люди голодают, то скупка и хранение продуктов приносят вред, и нет сомнений в том, что поступать так запретно. Однако, даже если скупка продуктов и не принесёт никакого вреда, в этом всё равно есть нечто нежелательное, поскольку человек, занимающийся этим, дожидается того, что может повредить людям, а именно – повышения цен, чего следует остерегаться подобно тому, как следует остерегаться и вреда как такового, хотя первое является не столь нежелательным, как второе. Ожидание того, что наносит вред, также является не столь нежелательным, как само нанесение вреда, а степень нежелательности и запретности определяется степенью вредоносности. Указанием на запретность скупки с целью спекуляции являются слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который сказал: «Не станет заниматься скупкой никто, кроме грешника».

Что же касается сунны, то указанием на это служат слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение):«Поистине любому из вас взять верёвку, нарубить дров (и принести их) на собственной спине лучше, чем приходить к кому бы то ни было и обращаться к нему с просьбами (а потом ждать), даст он что-нибудь или откажет».

Сообщается, что, когда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха, какой заработок является наилучшим?», – он ответил: «(Заработанное) человеком трудом его рук и (заработанное) любой честной торговлей». Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим заработком является заработанное руками трудящегося, если он проявлял искренность». Это значит – если он проявлял мастерство, избегал обмана и всё сделал как полагается.

Сообщается, что Умар сказал: «Пусть никто из вас не оставляет поисков своего удела, (возлагая свои надежды только на) слова «О Аллах, даруй мне средства к существованию!» /Аллахум-ма-рзук-ни!/, ибо известно вам, что ни золото, ни серебро с неба не падает». Сообщается, что Ибн Масуд сказал: «Поистине ненавистен мне вид человека, не занятого ни делами мира этого, ни делами мира иного!» И Посланник Аллаха (мир ему и благословение), говоривший о птицах, сказал: «...которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными». Здесь подразумевается, что утром они улетают на поиски своего удела.

Известно, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) занимались торговлей, путешествуя по суше и по морю, и возделывали свои пальмовые рощи, а с них необходимо брать пример. Тем из них, у кого не было имущества, доставшегося им по наследству, приходилось либо зарабатывать на жизнь своим трудом, либо заниматься торговлей.

Сбыт фальшивых денег при расчёте наличными является несправедливостью, поскольку цель этого состоит в нанесении вреда другому человеку, который об этом не знает. Если же другому человеку об этом известно и он тоже станет сбывать эти деньги другим, то они пойдут по рукам и вред будет нанесён многим людям, а бремя греха и всех последствий этого понесёт первый. Некто сказал: «Сбыть один поддельный дирхем хуже, чем украсть сто дирхемов, поскольку кража представляет собой только одно прегрешение, которое совершается и прекращается». Что же касается сбыта фальшивых денег, то последствия этого виновный может ощущать на себе и сто, и двести лет после своей смерти до тех пор, пока этот фальшивый дирхем не исчезнет из мира, а первый сбывший его будет нести ответственность за тот материальный ущерб, который он нанесёт людям. Блажен тот человек, со смертью которого из мира исчезают и его грехи, и горе тому, кто умрёт, а грехи его просуществуют ещё сто лет или больше, в течение которых его будут подвергать мучениям в его могиле, спрашивая об этих грехах до тех пор, пока они не исчезнут. Всевышний сказал [смысл]: «Поистине Мы оживим мёртвых и запишем сделанное ими прежде и следы их...». Это значит – запишем и то, что стало последствиями их дел, и то, что они совершили раньше. Всевышний Аллах также сказал [смысл]: «В тот День будет возвещено человеку о том, что сделал он прежде и что отложил». Часть вторая имеет отношение к тому, что приносит вред только тем, с кем человек непосредственно имеет дело.

Всё, что имеет целью причинение вреда другому человеку, является несправедливостью; справедливость проявляется в непричинении вреда своему брату в Исламе; универсальное же правило заключается в том, чтобы желать своему брату в Исламе лишь того, чего желаешь самому себе. Не следует делать другому то, что было бы неприятно тебе самому, и если говорить в целом, то человек должен относиться к чужим деньгам так же, как и к своим собственным. Конкретно же речь идет о четырёх нижеследующих вещах.

1. Не следует расхваливать несуществующие качества товара, поскольку это является ложью, и если покупатель поверит сказанному, это будет обманом и несправедливостью, если же он не поверит, то ложь откроется и солгавший будет опозорен. Что же касается расхваливания тех качеств товара, которыми он обладает, без преувеличения, то в этом ничего дурного нет. Не следует также давать никаких клятв, ибо ложная клятва погрузит человека в пучину греха и станет одним из тяжких грехов, а если клятва будет правдивой, получится так, что человек сделал объектом своей клятвы Аллаха, однако ничто мирское не стоит того, чтобы ради его сбыта клясться именем Создателя без крайней необходимости. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ложная клятва способствует сбыту товара, но уничтожает прибыль».

2. Обязательно нужно указывать на тайные и явные недостатки товара, ничего из них не скрывая. Если же человек утаивает что-нибудь, значит, он проявляет несправедливость и занимается обманом, а обман запретен. Из этого следует, что он не проявляет искренности во взаимоотношениях с людьми, а искренность является обязательной. Так, если продавец станет показывать лучшую сторону одежды, а худшую скрывать, это значит, что он обманывает, и то же самое относится к тем случаям, когда он показывает одежду в тёмном месте или показывает покупателю только один кожаный носок или только одну сандалию из двух. На запретность такого обмана указывает хадис, в котором сообщается, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил мимо выставленной на продажу еды, которая понравилась ему. Он погрузил руки внутрь, ощутил влажность и спросил: «Что же это, о хозяин?» Продавец сказал: «Её намочил дождь». Тогда Пророк сказал: «Так почему же ты не положил (подмоченное) сверху, чтобы это видели люди?! Не имеет отношения ко мне тот, кто обманул нас!»

Кроме того, об обязательности проявления искренности, что должно находить своё выражение в указании на недостатки товара, свидетельствует сообщение о том, что когда Пророк (мир ему и благословение) взял с Джарира клятву на верность Исламу и тот уже собрался уходить, Пророк (мир ему и благословение) потянул его за одежду и поставил условие относительно проявления искренности по отношению к каждому мусульманину. После этого Джарир всегда указывал покупателю на недостатки товара, продавая что-либо, а потом предлагал ему решать и говорил: «Если хочешь – бери, а если хочешь – оставь»; когда же ему сказали: «Если ты и дальше будешь поступать так, торговля у тебя не пойдёт!» – он ответил: «Поистине поклялись мы Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), что будем проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину!»

Сообщается также, что как-то раз, когда Василя бин аль-Аска стоял где-то, один человек продал другому свою верблюдицу за триста дирхемов. Сначала Василя не заметил этого, но потом бросился за ним, крича: «Эй, ты купил её на мясо или для того, чтобы ездить на ней?» Тот сказал: «Для того чтобы ездить». Тогда Василя сказал: «Я видел, что у неё на лапе рана, и долго она идти не сможет», после чего тот вернул её продавцу, который отдал ему сто дирхемов, а Василе сказал: «Да помилует тебя Аллах, ты испортил мне торговлю!» На это Василя сказал: «Поистине мы поклялись Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), что будем проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину», и он упомянул также, что слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не дозволено никому продавать товар, не указав на его недостатки, и не дозволяется тому, кто знает об этом, молчать о том, что связано с их сделкой». Таким образом, сподвижники понимали проявление искренности как нежелание брату своему того, чего человек не желает самому себе, и считали это не каким-то особым достоинством, а необходимым условием исповедания Ислама, что было одной из составных частей их клятвы.

Хотя для души это и затруднительно, раб Аллаха легко преодолеет такие трудности, если будет убеждён в двух нижеследующих вещах.

1. В том, что сбыт товара, недостатки которого он скроет, не увеличит, а уменьшит его удел и уничтожит его благо, ибо Аллах уничтожит собранное им обманным путём в мгновение ока. Рассказывают, что у одного человека была корова, которую он доил, а потом подмешивал в молоко воду и продавал. Через некоторое время с гор сошёл поток, его корова утонула, и тогда один из его сыновей сказал: «Поистине вся та вода, которую мы подмешивали в молоко, собралась воедино и забрала корову!» Да и как же иначе, ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе до тех пор, пока они не расстались, и если оба они были правдивы и всё разъясняли, то сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено».

Таким образом, обман не увеличивает достояния, а подаяние не уменьшает его.

2. Для того чтобы человеку было легко проявлять искренность, он обязательно должен быть убеждён в том, что прибыль и богатство мира вечного лучше прибыли этого мира и что мирские блага могут приносить пользу, пока человек жив; когда же приходит смерть, всё это исчезает, а все несправедливости и грехи, связанные со стяжанием богатств, остаются, так как же может разумный человек предпочесть низкое лучшему? Не следует забывать о том, что всё благо заключается в здравости религии. Человек, который поймёт, что подобные вещи наносят ущерб его вере и что вера станет его капиталом для торговли в мире вечном, не будет растрачивать свой капитал, приготовленный для бесконечной жизни, ради прибыли, которая будет приносить ему пользу считанные дни. Сообщается, что один из последователей сказал:

«Если я войду в переполненную людьми мечеть и меня спросят: «Кто из них является лучшим, а кто – худшим?», я непременно отвечу: «Лучшим из них является наиболее искренний по отношению к другим, а худшим – тот, кто чаще всех обманывает других».

Обманывать запретно как торговцам, так и людям, занимающимся ремёслами, и поэтому ремесленнику не следует делать что-нибудь для другого небрежно, чем бы сам он остался недоволен. Он должен сделать всё хорошо и точно и указать на недостатки совершённого им, благодаря чему он снимет с себя ответственность. Мне могут сказать, что если человек станет упоминать о недостатках товара, как он обязан делать это, вести торговлю станет невозможно. В ответ я скажу, что это не так, поскольку одним из обязательных условий для торговца является закупка для продажи только хорошего товара, которым и сам он остался бы доволен, что избавило бы его от необходимости прибегать к обману. Человек, привыкший действовать именно так, не станет покупать подпорченный товар, а если такой товар всё же будет время от времени попадать к нему, ему следует указывать на его недостатки покупателю и удовлетворяться той ценой, которую тот сам заплатил за него. Сообщается, что как-то раз Ибн Сирин, продававший овцу, сказал покупателю: «Я снимаю с себя ответственность перед тобой за её недостаток, который заключается в том, что она опрокидывает ногой корм». Так поступают люди, приверженные религии.

3. Не следует ни обвешивать людей, регулируя весы, ни обмеривать их, но отвешивать и отмеривать так, как человек хотел бы, чтобы другие делали это для него, а Всевышний сказал [смысл]: «Горе обвешивающим (других), тем, кто берёт сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами отмеривают или отвешивают, то причиняют (другим) убытки!» Однако достичь этого можно лишь прибавляя, когда даёшь, и уменьшая, когда берёшь, поскольку добиться абсолютной точности невозможно. Один из них сказал: «Я не стану покупать у Аллаха бедствие за одно зёрнышко». Все подмешивающие к продуктам землю или что-нибудь ещё, а потом взвешивающие всё вместе относятся к числу обвешивающих, и то же самое касается всех видов измерений, в том числе и тех, которые делает торговец тканями, если, покупая ткань, он не натягивает её при отмеривании, а продавая, поступает наоборот. Всё это относится к обмериванию, а человек, поступающий подобным образом, навлекает на себя беду.

4. Необходимо говорить правду о сложившихся на данный момент ценах и ничего не скрывать. Известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запрещал встречать караваны и искусственно взвинчивать цену. Под встречей караванов имеются в виду действия тех, кто встречает их и берёт товар, сообщая ложные сведения о том, какую цену за него дают в городе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не встречайте караваны...».

Если же кто-нибудь будет их встречать, то хозяин товара может распорядиться товаром по своему усмотрению после того, как доберётся до рынка. Кроме того, Пророк (мир ему и благословение) запрещал оседлому жителю продавать за бедуина. Имеется в виду такой случай, когда бедуин привозит в город продукты питания, желая побыстрее их продать, а городской житель говорит ему: «Оставь их мне, а я дождусь, когда цены поднимутся, и назначу высокую цену». И Пророк (мир ему и благословение) запрещал также искусственно взвинчивать цену, т. е. подходить к продавцу в присутствии желающего купить его товар и предлагать за этот товар более высокую цену, на самом деле желая не купить его, а только подтолкнуть к этому покупателя.

Все эти запреты указывают на то, что недопустимо скрывать сведения о сложившихся на товар ценах ни от продавца, ни от покупателя, как недопустимо скрывать и то, зная о чём, человек не стал бы заключать договор, поскольку подобные действия являются разновидностью запретного обмана, противоречащего обязательной искренности. К этому же имеет отношение и то, что недопустимо пользоваться невнимательностью хозяина товара и утаивать от него то, что его товар стоит дорого, или утаивать от покупателя, что цены на товар понизились; если же человек поступит так, это будет означать, что он поступает несправедливо и не придерживается справедливости и искренности. И если он продаст что-нибудь с прибылью, но будет говорить: «Я продал за столько, во сколько мне это обошлось», или: «За столько же, за сколько купил», то ему не следует поступать так, а говорить правду, а после заключения договора он должен указать на имеющиеся недостатки.

Заботы, связанные с добыванием средств для жизни, не должны отвлекать человека, который занимается торговлей, от стремления к миру вечному, иначе жизнь его будет потрачена зря, а все его сделки окажутся убыточными, ведь ту прибыль, которой он лишится в мире вечном, не восполнить тем, что он может приобрести в мире дольнем. Поступая так, он окажется в числе купивших этот мир за мир вечный, но разумный человек должен жалеть самого себя, а для этого ему необходимо беречь свой капитал. Этим капиталом является его религия.

Отказаться от поисков средств к жизни разрешено знающему, который обучает людей тому, что приносит им пользу в их религиозных делах: муфтию, являющемуся знатоком фикха, толкования Корана, хадисов, или же человеку, который занимается обеспечением интересов мусульман, например султану или кади. В том случае, когда любое из вышеупомянутых лиц обеспечивается из специально выделяемых средств или за счёт вакуфного имущества, которое жертвуется в пользу бедных или улемов, заниматься своими делами для него будет предпочтительнее, чем поисками средств к жизни. Вот почему, когда Абу Бакр стал халифом, сподвижники посоветовали ему оставить торговлю, т. к. она отвлекала его от забот о благе всех мусульман, и он стал получать всё необходимое из общественных средств, посчитав, что так будет лучше. А перед смертью он распорядился вернуть все взятые средства обратно.

Оказание благодеяний тем, с кем человек поддерживает взаимоотношения

Всевышний Аллах велел придерживаться справедливости и оказывать людям благодеяния. Справедливость является причиной спасения, и, если речь идёт о торговле, справедливость способствует сохранению капитала. Что же касается благодеяний, то они становятся причиной успеха и обретения счастья, а в торговле благодеяние обеспечивает прибыль. Едва ли можно считать разумным того, кто в торговле удовлетворяется только сохранением капитала, но то же самое относится и к делам мира вечного. Таким образом, религиозному человеку не следует ограничиваться лишь тем, что он будет придерживаться справедливости и избегать несправедливости, забывая о благодеяниях, т. к. Аллах сказал [смысл]: «…оказывай благодеяния (другим) подобно тому, как Аллах оказывал их тебе».

Всевышний также сказал [смысл]: «Поистине Аллах велит (придерживаться) справедливости, совершать благие дела...».

Аллах также сказал [смысл]: «Поистине милость Аллаха близка к творящим благое!»

Достижению степени совершающих благодеяния во взаимоотношениях с людьми способствует любая из нижеперечисленных вещей.

1. Не следует обманывать своего товарища. Человек, удовлетворяющийся малой прибылью, сможет заключить много торговых сделок и получить большую прибыль, благодаря чему его дела станут благословенными.

2. Нужно уметь не обращать внимания на обман со стороны других. Так, если человек, покупающий продукты у слабых или бедняков, не станет придавать никакого значения тому, что его обсчитывают, в этом не будет ничего дурного. Поступая так, он будет оказывать благодеяние людям и станет одним из тех, о ком Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Да помилует Аллах человека, который проявляет снисходительность, продавая, покупая и требуя возврата долга».

Мириться же с обманом со стороны богатого человека предосудительно, поскольку это будет пустой тратой средств, за что человек не получит ни награды, ни похвалы. Многие из наших праведных предшественников подсчитывали всё до последнего гроша, делая покупки, но при этом раздавали много денег бедным, а когда одному из них указали на это, он сказал: «Поистине дарующий оказывает благодеяние, а тот, кто даёт обманывать себя другим, сам себя обманывает».

3. При расчётах за проданный товар продавец должен проявлять снисходительность, и так же следует поступать каждому по отношению к его должникам. Имеется в виду, что иногда это может находить своё выражение в форме уступок в цене или предоставлении отсрочки, ибо всё это относится к числу рекомендуемых вещей. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто даст отсрочку оказавшемуся в затруднительном положении или простит его долг, Аллах укроет в Своей тени».

4. Уплата долга сполна. К числу благодеяний относится своевременная и полная уплата долгов, когда должник сам приходит к тому, кому он должен, не заставляя его приходить к нему и требовать вернуть долг. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всего рассчитывается со своими долгами».

Должнику, получившему возможность отдать долг, следует сразу поспешить сделать это, даже если назначенный срок ещё не наступил; если же должник не в состоянии расплатиться вовремя, он должен твёрдо решить рассчитаться, как только сможет, и какие бы грубые слова ни говорил ему тот, кому он задолжал, должнику необходимо терпеливо сносить это и проявлять мягкость, как поступил Пророк (мир ему и благословение), когда тот, кому он был должен, стал настойчиво добиваться возврата долга, а сподвижники хотели проучить его за это. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Оставьте его, ибо имеющему право (следует предоставлять) слово». Если же говорить о решении судьи в пользу должника, оказавшегося в затруднительном положении, то оно будет благодеянием.

5. Следует принять того, кто попросит о расторжении сделки, поскольку просить об этом станет лишь тот, кто сожалеет о её заключении, считая, что она принесёт ему вред, а человеку не должно нравиться то, что он послужит причиной вреда для своего брата. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто согласится расторгнуть сделку с мусульманином, Аллах простит его ошибку в День воскресения».

Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Тому, кто (одолжит что-либо) человеку, оказавшемуся в затруднительном положении, за каждый день, который пройдёт до срока уплаты, (будет засчитываться) садака (равная сумме долга); если же после наступления этого срока он даст (должнику) отсрочку, то за каждый (прошедший) день ему (будет засчитываться) садака, в два раза превышающая (сумму долга)».

Сообщается, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение), увидевший, как один человек настойчиво требует у другого возврата долга, показал ему жестом, чтобы он простил половину, а должнику сказал: «(А ты) иди и рассчитайся с ним!»

Когда к торговцу приходят бедняки, ему следует давать им свой товар в долг, придерживаясь твёрдого намерения ничего не требовать от них, если положение их не изменится к лучшему. Среди наших предшественников были такие, которые говорили беднякам: «Возьми что хочешь. Отдашь, когда тебе станет легче, а если легче не станет, то ты свободен от уплаты долга». Так вели свои торговые дела наши праведные предшественники. Если же говорить коротко, то торговля является испытанием для мужчин и служит критерием их религиозности и благочестия.

Сберечь свой главный капитал – религию – человек может с помощью семи вещей.

1. Намерения человека, решившего заняться торговлей, должны быть благими. Так, например, его цель должна состоять в том, чтобы отказаться от просьб и проявлений алчности по отношению к людям, обходиться только тем дозволенным, что он может получить и что избавит его от необходимости просить у других, а также использовать заработанное им на религиозные дела и обеспечение своих детей и с помощью этого оказаться одним из прилагающих все свои силы на пути Аллаха. Кроме того, он должен вознамериться проявлять искренность по отношению к мусульманам и желать другим людям того же, чего он желает самому себе, а в своих взаимоотношениях с людьми следовать путём справедливости и оказания благодеяний, о чём мы уже упоминали. И он должен вознамериться побуждать других к одобряемому Шариатом и удерживать их от порицаемого им во всём том, что на его глазах происходит на рынке. Человек, придерживающийся таких намерений, будет следовать путём мира вечного, и если он заработает что-нибудь, это станет для него прибылью, если же понесёт потери в мире этом, то получит прибыль в мире вечном.

2. Человеку следует рассматривать своё ремесло или торговлю как одну из обязанностей, которую кто-то должен выполнять (фарз аль-кифая), поскольку, если этим не станет заниматься никто, неоткуда будет получать пропитание и большинство людей погибнет. Дела, касающиеся всех, можно наладить только совместными усилиями, когда каждая группа людей занимается определённым делом. Что же касается ремёсел, то среди них есть важные, а есть такие, без которых можно и обойтись, т. к. само их существование обусловлено стремлением к роскоши и украшательству в мире этом.

3. Рынок мира дольнего не должен отвлекать человека от рынка мира вечного, а рынками мира вечного являются мечети. Всевышний Аллах сказал [смысл]: «..люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята...».

Услышав слова азана, наши праведные предшественники спешили в мечети и оставляли рынки находящимся под защитой и детям.

4. Не ограничиваясь вышеупомянутым, необходимо и на рынке постоянно поминать Аллаха (мир ему и благословение), повторять слова свидетельства и прославлять Аллаха (мир ему и благословение), ибо поминание Его на рынке среди людей, пренебрегающих этим, является наилучшим.

5. Не следует слишком сильно стремиться к посещению рынка и торговле и не следует становиться первым из тех, кто входит на рынок, и последним из покидающих его.

6. Нужно не только избегать запретного, но и сторониться всего сомнительного, спрашивая совета относительно этого у собственного сердца и не приближаясь к подобным вещам, если сердцу это не понравится. Если торговцу принесут какой-нибудь товар, внушающий ему сомнения, он должен всё выяснить и не заниматься ничем из имеющего отношение к несправедливости, вероломству или ростовщичеству.

7. Человек должен следить, как развиваются его взаимоотношения с каждым из тех, с кем он имеет дело, помня о том, что за ним наблюдают и что с него спросится за всё; так пусть же он готовится дать ответ в День расчёта.

Из книги «Наставление верующим»

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт