Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Религиозный экстремизм – причина нарушения целостности религии и начала национальной вражды

17.11.2014 8630 0 Комментарии

Республика Казахстан живет в независимости уже 20 лет. На протяжении этих лет во всех сферах общества произошли важные координальные изменения. Республика Казахстан стала независимым государством. На международном уровне мы показали себя достойными конкурентноспособными соперниками. Возродилось духовное наследие, уходящее корнями в глубину истории, и нашло своих достойных наследников. Но наряду с развитием и процветанием, наше общество приобрело некоторые проблемы.

В первые годы независимости Республики Казахстан на первом месте были социально-экономические проблемы, в то время как духовные ценности ушли на второй план. Место духовной пустоты, появившейся в обществе стали заполнять экстримистские идеи, пришедшие из заграницы. А также воспользовавшись законом о религиозной свободе, заграничные миссионеры распростроняли свои ветви. Ошибочные идеи экстремистских группировок - нацелены на международную вражду. Экстремизм является очень тяжелой социально- правовой и психологической проблемой. Следовательно, это явление, посредством иллогичных идей, религиозного разногласия, ненависти и политизации религии оказывает дурное влияние на общество.

По этому поводу Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев: «Экстремизм в Казахстане не широкомасштабное явление, но есть опасность развития межконфессионального непостоянства». «Конечно, если мы вовремя не устраним эту угрозу, то не обходимо будет создать комплексный и системный путь борьбы против экстремизма. Тогда будут рассматриваться не только регулирующие, но и законодательные действия»,-уточняет профессор Абдиров Н.М.

Но сегодня квалифицированные специалисты в области религиовединия, политологии и теологии обрели способности оценивать и давать описание религиозным организациям. В таком случае расмотрим понятие экстремизма с терминологической точки зрения:

«Религия» – это исторически сформированное собрание основ, переданное через посланников от Всевышнего Господа, не представляющее собой опасность миру, обществу или стране.

Экстремизм (от лат.extremus – крайний ) – приверженность к крайним взглядам, мерам, совершаемым как беспорядок терроритичесие акции, методы партизанской войны. Причина появления экстремизма возникает из-за  склонения человека к падкости.1

Экстремизм, связанный с религиозной ситуацией берет свое начало в ХХІ веке. Но, из-за политической инсценировки появления этого экстремизма, религиозным он не является. Появление экстремизма, первый признак экстремизма - это убеждение основанное на невежестве, устойчивое требованием исполнения и повиновения ему. Так же люди не понимают и не хотят понимать потребности других людей, или общества в целлом. Они не признают никого из людей, способных показать им правильный путь. Им чуждо чувство самокритики, по их мнению – только они правы, а остальные -заблудшие. Поэтому, они считают своим долгом и обязанностью обвинять других в несправедливости и жестокости, уверенно осознавая себя заместителями пророков. Они делают все, чтобы распространить ложную информацию, провоцирующую людей к разногласиям, посредством принуждения заставляя признавать их мнение првильным, делая поступки, противоречащие законам шариата и конституции. Вторая причина пояления экстремизма – это чрезвычайная их активность и пересечение норм при совершении каких– либо действий, без особой на то необходимости, к чему они и призывают своих сторонников. В итоге, они становятся причиной разрыва отношений между людьми, нарушением гармонии в обществе и рождению социальных волнений.2

А понятие «терроризм» на арабском языке переводится как «запугивать», «угрожать». Этим словом можно характеризовать насилие, угрозу и причинение вреда невинному человеку. Основываясь на это, терроризм – «насилие в отношении к правительству, или обществу, с целью принуждения к согласию с определенными политическими требованиями совершаемое системно и коллективно.3

Радикализм – это политичекое течение, ориентирующееся на проводение демократических реформ в рамках существуешего строя.

Сеператизм – (фр. Separatisme от лат. Separatus- отдельный), отделенчество – политика и практика обособления, отделения части – территории (сецессии) государства с целью создания нового самостоятельного (суверенного независимого) государства или перехода в состав иного государства или получения статуса очень широкой автомонии.

Религиозный экстремизм – отрицание системы традиционных для общество религиозных ценностей и догматических устоев, а так же агрессивная пропаганда «идей», противоречащих  им.

Теперь, после анализа понятий религии и религиозного экстремизма, остановимся на актуальной сегодня теме «Ислам и течения экстремистского напрваления». Религия Ислам – призывает к знаниям науке и толерантности. А экстремистские группы, укрываюшиеся именем Ислама – это политические группы, нарушаюшие всеобщее содружество и согласие, сеющие международный раздор. По данным, 16 экстремистских группировок: Хизбут-Тахрир, аль- Каида, Таблиг запрещены законодательством Республики Казахстан по решению суда.

8 сентября 2006 года Главная Ассамблея        ООН приняла стратегию «Всемирная борьба с террором». В этом документе страны – члены ООН единогласно осуждают экстремизм и все виды терроризма, а также показывают готовность  сплоченно сражатся против них. И если каждое государство выполняет стратегию, то борьба с религиозным экстремизмом дает результаты.

18 февраля 2005 года был принят закон Республики Казахстан «О действиях против экстремизма».2

Казахстан со своей стороны сделал все необходимое для обеспечения регионального спокойствия безопасности и стабильности, а также демократического, справедливого политического, экономического и международного порядка в стране. Доказательством этому можно привести органицацию «Шанхайская пятерка», открывшуюся в стране в 1996 году, а с 1 июня 2001 года переименовавшуюся в Шанхайское  содружество, которое выполняет множество мероприятий, направленных на борьбу с экстремизмом  и терроризмом. К тому же Республика Казахстан как суверенное независимое государство и член СНГ, ратифицирует и осуществляет программу борьбы с международным экстремизмом. В сфере этой программы в 2000 году государства- члены СНГ создали специальный антитеррористический центр. Он служит специальным отраслевым органом СНГ и координатором обеспечивающим связь компетенционных органов стран СНГ.

В 1997 году правительство государства закрепило правило «О аккредитации заграничных граждан и людей, не имеющих гражданство, занимающихся миссионерской деятельностью».

Начиная с июля 2005 года миссионерская деятельность в Республики Казахстан урегулировалась законом «О свободе вероисповедания и религиозных объдинениях». По сложившемуся в обществе мнению, необходимо дополнить определение мессионерской службы, в данном законе. Эту проблему поднимают известные общественные деятели, ученные, видные представители творческой элиты, отдельные депутаты Парламента а также сведущие представители общественности.

В 2004-2005 годы верховный суд Казахстана признал террористическими организации «Аль-Каида», «Восточно-Туркестанская Исламская партия», «Курдский народный конгресс», «Узбекистанское Исламское движение», «Асбат-Аль-Ансар», «Братья мусульмане», «Талибан», «Боз гуру», «Общество моджахедов Средней Азии», «Лашкар» и «Тайбан», общество социальных реформ, запретило их деятельность на территории Казахстана.

В 2005 году суд города Астаны признав организацию «Хизбут-Тахрир Аль-Ислами» эстремистским, запретило их деятельность на территории Казахстана. Пользуясь случаем, правильным будет  рассмотреть запрет Республики Казахстан на деятельность партий созданных на религиозных основаниях 3 пункта 5-главы Конституции Республики Казахстан.

В 1999 году принят закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом», 19 февраля 2002 года закон «О внесении изменений и даполнений в некоторые законодательные акты в борьбе с терроризмом», в 2005 году закон РК « О борьбе с экстремизмом», «О внесении измениний и дополнений в некоторые законодательные акты об обеспечении народной безопасности РК». Соответственно с вышесказанными актами, увеличилась ответственность за экстремистские и террористические действия.

Закон, исполняющий власть государства принял и осуществляет нормативно-правовые акты, обеспечивающие мирное состояние и спокойствие в государстве со стороны органов суда. Но необходимо обеспечение хранения, исполнения и осуществления всех норм членами общества.

Подытоживая, можно сделать вывод, что въведение борьбы с таким явлениям как религиозный экстремизм- в наших руках.

Также, необходимо приняться за обучение и воспитание молодого поколения в средних и высших учебных заведениях, направляя их на патриотизм, чтобы в будущем не сожалеть, как сказал великий мыслитель казахского народа Абай: «Позднее поры махал я руками...».

Однако, течения направлениий вахабизма и салафизма законом не преследуются. Но по итогом научно-иследовательской экспертизы, общество «салафизм и вахабизм» оказывает дурное влияние на все общественное единство. Чтобы вести эффективную борьбу с междунородным экстремизмом и терроризмом требуется высокоорганизованная и сплоченая работа всех членов общества.

Потому что, бороться с такими силами в одиночку невозможно, для борьбы необходимо массовое рассмотрение путей преодаления над ними.

Мы встречаем их на улице. Но наш закон не в силах принудить эти течения к порядку или запретить их деятельность.4

Следовательно, появляется важность проведения меропрриятий просвещения мусульман знатоками религиии пропаганда традиционного Ислама. Мусульмане Казахстана придерживаются шариата мазхаба Абу Ханифы, а с точки зрения веры – школы Имама Матуриди. Это – самое толерантное, сдержанное из направлений Сунны, которое считается и уважает коренные обычаи и обряды, традиции и особенности каждого народа. Во истину, Всевышний Аллах призывал всех Своих посланников к признанию своего Создателя, к поклонению Ему, к исполнению Его приказов т отдаления от Его запретов.

Всевышний Аллах в Священном Коране:

«...Но не переступайте границ. Поистине, Аллах не любит переступающих». (сура Аль-Бакара, 190-аят);

«...И не сейте беспорядок на земле».( сура Аграф, 56-аят)5

Наш пророк (с.а.у.) сказал: « Кто будет благодетелен, Аллах опустит на него Свою милость.Будьте добры ко всем, жтвущим на земле, и Аллах будет простителен к вам».

Из хадиса, переданного Ибн Аббасом (р.а) мы понимаем, что милосердие – не только человечность, но и составляющая веры: «Вы не будете считаться полностью уверовавшими, пока ваши сердца не будут добрыми и мягкими».6

Народная мудрость: «Чем искать лекарство от болезни, ищи путь не болеть совсем». Поэтому, только с формированием правильного понятия патриотизма, религии, толерантности и будущего, можно предотвратить явление экстремизма и терроризма. А закрепление межконфессиональных толерантных ценностей – это важнейшая из задач.

Об этом глава государства Н.А. Назарбаев: «Мы – мусульмане, а среди них – сунниты, придерживающиеся мазхаба Абу Ханифы. Наши предки, придерживаясь этого пути, хранили наши обычаи, традиции и высоко почитали родителей. Самая чистая из религий сегодняшнего поколения – Ислам, и мы должны уважать ее, почитая традиции предков».

Также председатель ДУМК, Верховный Муфти Ержан Маямеров: «Наше направление всеясно. Это – многовековая дорога наших предков, сросшаяся с  нашими традициями, мировоззрением, приверженность мазхаба Абу-Ханифы и акыды Матуриди. Наша цель – сформировать сплоченное общество, которое станет гордостью нашей родины, будет преданно служить ей, и уничтожит все проблемы с порядком.

Ислам против терроризма, насилия и экстремизма. Сегодня всем известно, что во всем мире проливается кровь, прекрываясь именем Ислама. К тому же, Ислам осуждает враждебность, терроризм, насилие и жестокость, и напротив, призывает к стабильности, добру и сдержанности.

У терроризма нет ни нации, ни религии. Значит, мусульманин не может быть террористом. Ислам ни при каких обстоятельствах не объединяется с терроризмом и экстремизмом. 3

Сегодня безопасность граждан и мир в государстве- главная наша цель. И с целью предотвращения терроризма и экстремизма агенство РК по делам религии, Духовное управление мусульман Казахстана, а также исследовательский центр проблем терроризма и экстремизма РК, воплощая в реальность ряд грандиозных проектов и исполняют множество задач с разносторонностью диапазона.

Исследовательский центр проблем терроризма и экстремизма РК, вместе с квалифицированными специалистами проводят семинары в государственных учреждениях, высших учебных заведениях и школах, объясняя, как можно выявить тотолитарные секты, экстремистские группировки, а также дают оценку деструктивным течениям с научной точки зрения.

Мы были сведетелями того, что разделение религии и социума на разные миры привело только к ухудшению положения. Противостояние по отношению к экстремистам и террористам, прекрывающися именем Ислама – наш общый долг.  Для выполнения этого долга, нам необходимо объединить религиозных лидеров, государственные органы и организации, и сплоченно работать над этим. Если мы хотим увидеть нашу планету без насилия и терроризма, мы должны полностью направить все силы и энергию на борьбу с ними 3.

Мы – народ, придерживающийся религии Ислам, в поклонении – мазхаба Абу Ханифы, а в вере – суннитской школы Матуриди. Мы должны прочно держаться за вероубеждения, издавна сросшимися с нашей историей и народными традициями.

Серик Таджибаев
Научный сотрудник, преподователь 
в Египетском университете Исламской культуры «Нур-Мубарак»

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.  Словарь политических терминов. Алматы 2007.
2.  Ислам. Энциклопедический справочник. Алматы «Аруна» 2010
3.  Е. Онгаров «Болмысы бұлынғыр, мазмұны маргиналды діни ағымдар». Абай.кз
4. Город Усть-Каменогорск. Официальный сайт. http:\\oskemen/vko.gov.kz\news.htm?id=000640 
5.  Русский перевод смыслов Корана.
6.  Термизи, Бирр16,(1924) , Абу Дауд, Абад 66, 4942

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт