Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ИСЛАМЕ

29.09.2014 9055 0 Комментарии

Турдыбаев Камалжан       

Руководитель отдела по делам религий ДУМК

                   

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ИСЛАМЕ

 Обращая внимание на положение, сложившееся в современном мире, все вопросы, связанные с религией приняли уровень мирового масштаба. Связывая религию с политикой, мы можем сказать, что причиной распространения некоторых политических процессов стало ведение религиозной сферы в роли исполнительной силы. К сожалению, инциденты, притягивающие общее внимание, тестно связываются с локальными столкновениями и религиозной политикой государственного уровня. К примеру: положение на ближнем востоке, проблемы Сирии и Афганистана, отношения Индии и Пакистана, религиозное противостояние в Ирландии и вместе с этим религиозные организации политического направления, получившие распространение в последнее время.

На мировом уровне эта актуальная проблема как система мировой политики, не обошла стороной и Казахстан. Положение мировой политики угрожает родине дружбы, мира и согласия. Подобный вывод позволяют нам делать определенные факторы и обстоятельства.

Сегодня, на земле Казахстана издавна являющейся родиной богатой  культуры и процветания на земле, благодаря высоким нравам, историческому наследию международному содружеству, в свободной и независимой стране, уверенно сформировалась политическая стабильность, а в межэтическом содружестве живут более 130-ти представителей наций.

На сегоднящий день мировые политические критики и междунородные организации в один голос признали наш пример главным и самым значимым достижением. Это стало причиной достояния и гордостью всей страны. Слова Главы государства на Евразийском Медиа Форуме: «Казахстан, опираясь на Европейский опыт, ищет и создает новые примеры безопасности и единства. Сегодня наш опыт является примером для  «Запада и Востока»»,- гарантия межконфессионального и международного единства нашей страны [1]. Религиозное наследие наших предков передавалось из поколения в поколение, и стало источником формирования культуры и образа жизни народа. Поэтому культура и религия тесно связаны и не могут существовать вне друг-друга. Это играет большую роль в истории и судьбе каждого народа, является показателем его духовного и культурного процветания. Издавна наш народ, придерживаясь позиций традиционного Ислама, не делился на другие религии, и сегодняшняя проблема нетрадиционных течений и сект полностью противоречит основам религии Ислам. Часть молодых людей слепо следуют лживым религиозным течениям, потому что у нашего общества слабый иммунитет к подобного рода религиозным влияниям.Сейчас появилось множество внешних сил, которые вводят в заблуждение людей, уводя их от истинного Ислама и ставя их на неправильный путь.  В связи с такими неуместными с нашими традициями проблемами, мы должны открыть дорогу к получению знаний истинной религии, сохраняя межэтническое сожружество в стране.

Теоритический анализ психологоческих взглядов, связанный с понятием толерантности и нравственным формированием, показывает связь с различными направлениями в сфере образования и воспитания.

Перед тем, как перейти к смыслу толерантности в Исламе, рассмотрим терминологическое значение слова «толерантность».

Понятие толерантности схоже с духовными, идейными и религиозными понятиями, и выражает милосердие, человечность и взаимоуважение. Поэтому, толерантность – двустороннее понятие: терпимость к мировоззрению стран, религий и этносов и обыкновенное взаимоотношение между людьми. В системе образования катогории «менталитет» и «толерантность» близки. Потому что, эти понятия означают формирование менталитический качеств,  идей человека и социума.

Слово «tolerantia» с латинского переводится как терпеть, терпимость, добровольное перенесение страданий [2].

В словаре иностранных слов понятие «tolerо» означает: во-первых, отсутствие какой-либо реакции организма на вредные вещества, во-вторых, мягкость и терпение по отношению к другим. И так, понятие «толерантность» в словаре иностранных слов переводится по двум смыслам:

1) терпеть, переносить что-либо;

2) в медицине - имуннологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигела при сохранении имунной реактивности к другим антигенам. A в педaгогическом словаре обозначено как «Отсутствие ответного действия на какие-либо неблагоприятные факторы [3].

Понятию «толерантность» сложно дать одно точное определение. В арабском языке оно выражено словом «тасамух» - то есть прощать, быть добрым, уделять внимание или оказывать милость. А на турецкий язык переводится как hosgoru - то есть переносить, быть терпеливым, относиться с пониманием, прощать [4].

Казахстан сегодня – многонациональная и многоконфессиональная страна, и поэтому хотелось бы воспользоваться случаем и раскрыть в данной работе положительные стороны  Ислама, ведь именно эта религия призывает все этносы, народы и слои общества к единству, что и является целью и смыслом понятия толерантности, осуждая при этом социальное разделение. Религия – это исторически сформированное собрание основ, переданное через посланников от Всевышнего Господа, не представляющее собой опасность миру, обществу или стране [5].

О толерантности в Исламе говорится в суре «Нахль» Священного Корана, 125 аят:

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ  

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом».

Каждому мусульманину приказано Аллахом призывать к Исламу путем добра и мудрости.

В другом аяте Всевышний Аллах (Сура Мумтахина, 8 аят):

لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ 

 

«Аллах не запрещает вам благодетельствовать и поддерживать связи с теми неверующими, которые не сражались с вами и не изгоняли вас из родных жилищ. Поистине, Аллах любит благодетелей и тех, кто поддерживает взаимную связь.

И в другом аяте Аллах призывает все религии к единству (Сура Али– Имран, 64-аят):

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلَمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئاً وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضاً أَرْبَاباً مِّن دُونِ اللّهِ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقُولُواْ اشْهَدُواْ بِأَنَّا مُسْلِمُونَ 

 

«Скажи: « О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы – мусульмане».

Под словом люди писания имеются ввиду христиане и иудеи. В Коране сказано верить лишь в одного Аллаха, не приобщая Ему сотоварищей, и смотреть с пониманием не только на представителей других религий, но и на неверующих.

Все посланники проповедовали людям единство и совершенство Аллаха, о том что конец света и судьба – истина. Наш Пророк (с.а.у) за все время своей великой миссии, никогда не заставлял никого силой принимать Ислам. Наоборот, он призывал к согласию с представителями других религий. Пророк Мухаммад (с.а.у) о том, какие отношения должны быть между соседями сказал: « Если твой сосед представитель другой религии – значит у тебя есть обязанность перед ним. Потому что он – твой сосед. А если твой сосед – мусульманин, то у тебя перед ним две обязанности. Потому что во-первых, он твой сосед, а во- вторых, он –мусульманин. Ну а если твой сосед- мусульманин, близкий тебе по родству. То у тебя перед ним три обязанности. Ведь он твой сосед, мусульманин и близкий тебе по родству».

Если внимательно рассмотреть этот хадис, можно сделать вывод, что у человека есть определенные обязанности перед другими людьми, перед обществом. В независимости от религии человека, мы должны быть в хороших взаимоотношениях со всеми. Наш пророк (с.а.у) сказал, что защита прав людей других религий и хорошее отношение к ним - входит в обязанности каждого мусульманина.

Знакомые с историей Ислама люди знают, как после захвата Иерусалима второй халиф Омар ибн аль-Хаттаб (р.а.) велел не разрушать церкви, тем самым сохраняя религиозное право христиан. А наш Пророк Мухаммад (с.а.у) после переселения в Медину ввел закон, в котором говорится: «Иудеи и христиане вместе с мусульманами будут жить общественной жизнью в Медине», и не запретил иудеям и христианам придерживаться своих религий [6].

Таким образом весь мир стал свидетелем общественной стабильности в Исламе, источником ее являются Священные аяты Корана, затем введение законов Пророка Мухаммада (с.а.у), и находит продолжение в действиях нашего Президента.

Толерантность – это взаимопонимание, терпимость иного рода взглядам и нравам. Она является признаком стойкости и уверенности в себе, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения человеческой индивидуальности. Цель взаимопонимания – помочь, поверить и найти правильное решение в какой- либо ситуации. Чтобы как можно глубже понять понятие толерантности, рассмотрим такое понятие как эмпатия, позволяющее с другой стороны раскрыть всю суть толерантности. Эмпатия – это сопереживание. К.Роджерс дал определение слову эмпатия - «инструмент общения», то есть входить в чужое положение, понимать его состояние и быть вместе [7].

Приводя аяты и хадисы, мы говорим, что Ислам – религия мира и добра. В настоящее время в нашей стране много наций и этносов, установлено положение мира и  политической стабильности, без межнациональных и межконфессиональных разногласий, позволяя всем народам жить дружно и сплоченно, понятие «толерантность» обретает глубокий смысл и большое значение. Основой понятия толерантности является отношение к другим. Это понятие охватывает и бытовую и общественную сферу. Понятие толерантности рассматривают, cравнивая с понятием «интолерантность». Это противоположные значения. «Интолерантность» - это нетерпимость, непереносимость, неприятие, высокомерие по отношению к общественным группам людей или странам. Интолерантность делится на ситуационную и личную. Ситуационная интолерантность – это нетерпимость и агресиия при каких-либо неприятных и сложных ситуациях, а личная интолерантность -  это неуважение человеком мнения другого человека, отказ от мирных отношений и агрессивное поведение при любых обстоятельствах. Сегодня гражданское общество состоит из различных субъектов и образует собой единый организм. Люди делятся на три основные расы (негроид, монголоид  и европеоид), и в них входит множетсво наций и этносов. После этого они делятся по религиозным, политическим и социальным особенностям.

Терпение – это добродетель, спокойное перенесение боли или беды. Толерантность человечества в истории при разных обстоятельствах не осталось без внимания ученых психологов и педагогов. Об этом понятии Б.Турганбаева пишет, что толерантность – необходимое качество во взаимопонимании между детьми и родителями, учениками и учитителями и другими личностиями [8].

Смысловые аспекты толерантности по происхождению делятся на категории взаимоотношения толерантного человека и общества. Общее понятие толерантности дает определение и смысл, который по своему значению не позволяет осуществлению споров, конфликтов и применению силы. И так, толерантность (терпимость) – это личное, общественное описание, через него мы понимаем, как многогранен этот мир, как разнообразны культуры и мировоззрения, и мы осознаем, что мы лишь состовляющая часть этого мира, и должны уважать другие интересы. Это понятие раскрывается в сложных идеях гуманизма. В данной работе раскрыты понятия толерантности с научно-справочной и энциклопедической точки зрения. Ведь понятие толерантности используется в сферах этики, психологии, политологии, социологии, философии, медицины и т.д. Таким образом, смысл понятия толерантности – это терпимость, спокойствие, самокритика, уважение, мягкость, оказание внимания, свободное общение, стабильность и дружелюбность.

В научной работе «толерантность в Исламе», мы постарались раскрыть это понятие как можно шире и глубже, приводя примеры, доказательства и цитаты. Об этом Главный Муфти ДУМК Е.Малгажыулы в своем послании:

«Наша народная мудрость - «Единство – залог благодати». Духовное управление мусульман Казахстана, в свою очередь выражает благодарность Президенту страны за поддержку и помощь в нашей деятельности, направленной на духовное воспитание поколения, стремится укрепить единство и сплоченность нашей многонациональной страны. Потому что, религия всегда призывает человечество к миру, согласию, праведности и справедливости. Всевышний Аллах даровал нам мир и справедливость. Значит, мы должны ценить эти дары.

70% населения Казахстана это нации, проповедующие религию Ислам, внося вклад в единство и согласие в стране, пример для всех граждан Казахстана. Укрепление национального и межнационального единства, сформировавшегося, межконфессиональным взаимопониманием и уважением оказывает особое влияние. Религия Ислам стремится к миру и справедливости в стране и обществе. Человек приближается к Всевышнему посредством совершения благих дел. Я призываю вас к сплоченному исполнению ваших ответственных и благородных дел»,- призвал всех мусульман Казахстана к дружбе и единству [6]. В завершение своих слов: «Да возвысит Всевышний Аллах наше положение в обоих мирах, и осветит наши лица»,- выразил пожелания. Без сомнений, явление толерантности в Исламе – знак содружества и единства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Цитата из слов Н.Назарбаева на Девятом Евразийском Медиа Форуме\\ Гид по конференции Девятый Евразийский Медиа Форум.- Алматы, 2010, 2-4бб.
  2. Словарь иностранных слов.- Москва:Русс.язык,1988.-624с.
  3. Большая Советская энциклопедия .-Алматы,1979-2001.
  4. Readon. BettyA (2000). Hosgoru: Barэюа Aзэlan, Карэ 1 ( Eptisi Epitimi Эзin Kaynak Kitap). Cev. Tuba Arsak ve Nur Ziyal. Ankara:  Turkiye Эnsan Haklarэ Kurumu. ( Orijinal Basэm 1997).
  5. С.Таджибаев. «Діни экстремизм – діннің тұтастығын бұзатын және ұлттық алаусыздыққа бағытталатын әрекет». «Экстремизм дегенімз не?» Алматы 2014. 90 б.
  6. Е. Маямеров. «Казахстан- наша общая Родина». Казахстан наш общий дом. Международная конференция. 90 б.
  7. Роджерс К. О становлении личностью.- Москва: Прогресс,1994.-367 с.
  8. Тургынбаева Б. Толерантность – дорога к миру. Методическая презентация. – Семипалатинск, 2011.

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт