Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Наш мудрый народ всегда бережно сохранял и религиозные и национальные традиции

22.02.2016 6452 0 Комментарии

Каждый человек знает, что для достижения счастья в жизни нужна, прежде всего, огромная Вера.  И именно в Исламе мусульманин  находит то, что он ищет. Это вера в Создателя, а также все источники Добра и Чистоты.

Ислам – религия добра и человечности. Наш пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сказал «Мусульманин – этот тот, от вреда языка и руки которого не страдают другие люди», т. е. истинный мусульманин никогда не навредит другому человеку ни словом, ни поступком.

Духовные принципы жизни любого народа складываются из трех основных составляющих. Это его Национальность, Религия и Родина. Именно это триединство являтся нашим фундаментом. Где бы вы ни оказались, на вопрос: «Кто вы?», вы ответите: «Моя национальность – Казах, религия – Ислам, моя Родина - Казахстан». Вы это говорите с гордостью. Потому что вы являетесь представителем достойного казахского народа, с его сложившимися общечеловеческими ценностями и богатой историей. Ведь само то, что мы являемся нацией, является проявлением благословения Всевышнего.

Наш путь к Исламу складывался в тесном переплетении с нашими национальными традициями. Если говорить о традициях и обычаях нашего народа, то можно увидеть, что они корнями уходят в ислам. Жизнь человека начинается с чтения азан, когда ему присваивается имя, и заканчивается с чтения жаназа (намаза), за упокой души умершего, когда его тело предают земле. Вся жизнь человека проходит по традициям и обычаям, берущим свое начало в Исламе. Поэтому трудно отделить казахские традиции от исламских, настолько они переплетены.

В советское время, например, активно пропагандировалось употребление спиртных напитков, свинины, запрещенных шариатом. Тогда как традиционные казахские напитки кумыс и шубат не противоречат шариату. Наши предки играли в национальные игры кыз куу, кокпар, алтыбакан, байге и др., которые никак нельзя отнести к азартным развлечениям.

Ислам учит человека любить родителей, жену, детей, окружающих. Поэтому можно ли назвать мусульманами молодых людей, которые проявляютнеуважение к родителям, традициям? Мы слышим о случаях, когда молодые люди отказывались от пищи, приготовленной матерью, называя ее «кафир». Кто-то запрещал невесте отдавать поклоны родителям жениха, считая это нарушением предписаний религии. Все это является глубоким заблуждением. Ислам и традиции ни в коем случае нельзя противопоставлять друг другу.  Мы понимаем, что все это происходит из-за элемантарного невежества, неумения правильно применять религиозные требования в повседневной жизни. Не следует из-за религиозной безграмотности отдельных людей смотреть с опасением на всех представителей Ислама.

Появились даже считающие традицию поклона невесты родителям мужа «ширком». Следует понимать, что это просто традиционная церемония казахов, дань уважения к старшим. Но ни в коем случае, не поклонение божеству. Здесь больше нечего сказать людям, не понимающим элементарные вещи.

Родной язык, традиции и национальное искусство являются вечными ценностями народа. Дополняя друг друга, они составляют образ жизни национальности. В воспитании подрастающего поколения роль религиозных и национальных традиции казахов огромна.

Ученые считают, что воспитание детей должно начинаться еще в утробе матери. Ребенок еще не родился, а уже проводится «Құрсақ ашу», при появлении младенца проводят «Сүйінші сұрау», «Азан шақырып ат қою», «Шілдехана», дальше – «Бесікке салу», «Қырқынан шығару» и т.д. Каждое мероприятие несет свою функцию в воспитании ребенка. Сейчас, когда во всем мире говорят о плодотворном влиянии культуры кочевников на развитие мировой цивилизации, мы все больше убеждаемся в том, насколько мудро жили наши предки. Мировоззрение, быт и традиции нашего народа были полны глубого смысла. И здесь не было мелочей.

Обычаи и традиции соблюдались не только в воспитании детей, они беспрекословно выполнялись во всех сферах жизни. Например, значимость проведений таких мероприятий, как «жетісі»,«қырқы», «жылы» не в том, что необходимо зарезать скот от имени умершего, а в том, что все родственники усопшего собираются для того, чтобы высказать соблезнование, проявить чуткость к семье, где произошло горе. Вдумайтесь, кто еще может проехать от Атырау до Алтая, от Петропавловска до Кызылорды, от Баян Улгий до Баянаула, чтобы высказать соблезнование своему другу? Только казахи. Кто еще спешит, чтобы успеть бросить горсть земли в могилу, увидеться с родными умершего на «жетісі» или «қырқы»? Кто еще может чувствовать себя виноватым, если не исполнил этот долг? Только мы – казахи. Даже само ожидание добра после горя является символом единства и благополучия, совести и чести. Поэтому, если мы думаем о своем будущем, то должны сделать все, чтобы сохранить наши ценности, обеспечивающие целостность всего народа и родной земли!

Одна из особенностей традиций – это их постоянство. По чьей то прихоти нельзя что-то изменить или отменить в них. Еще одно преимущество традиций в их жизнеспособности, каждое из них занимает свое место в повседневной жизни.

Ислам не запрещает традиции, не противоречащие шариату. Это проявляется даже в том, что приезжие из-за границы должны читать намаз так как принято читать среди местных жителей. Поэтому прибывшие из-за рубежа не имеют права пропагандировать здесь свои правила. В своем же государстве они вольны читать намаз как им вздумается. Но в мечети, в общественном месте они обязаны считаться с традициями местных жителей. Поэтому необходимо повышать религиозную грамотность населения, обеспечивая неразрывную связь религии и традиций. Безусловно, в этом деле важна поддержка государства.

Наша национальная одежда также всегда была связана с культурой Ислама. Разве одевали наши женщины платья с оголенными плечами или с длиной выше колен? Конечно, нет. Это говорит о том, что казахская одежда всегда соответствовала законам шариата. Традиционно казахская девушка носила платье красного цвета, такого же цвета камзол, шапочку, украшенную перьями птицы. Позже, по велению времени, шапочку сменила красная косынка. Белый платок повязывала девушка, лишь, становясь невестой. Таким образом могли различить девушку и невестку. Черный же цвет всегда асоциировался с горем, поэтому казахские девушки избегали этого цвета в одежде. Во многих местах эти традиции сохраняются и сейчас. Поэтому, не стоит пропагандировать ношение хиджаба. Правильнее развивать свои собственные традиции в одежде,  которые достались нам от наших предков.

В средние века казахский народ не остался в стороне от одной традиции, которая сложилась  в исламском мире. Будь то писатель, поэт, каждый мастер пера начинал свое произведение с именем Аллаха и посвящал его изучению, разъяснению Ислама. В этом заключалась их миссия – донести до других знания, которые им открылись, делясь с другими, они  совершенствовали изученное. Свидетельством тому служат, например, «Основы мусульманства» Ибрая Алтынсарина, «Слова назидания» Абая Кунанбаева, «Условия мусульманства» Шакарима Кудайбердиева, «Қара местек» Машхура Жусупа.

Эти ученые в границах своих возможностей стремились донести правду. Они делились своими мыслями, расширяя и совершенствуя свои знания. Возможно, в их трудах и есть недостатки. Но ведь познать вечную истину дано не каждому смертному. Поэтому наш долг не только с уважением относиться к трудам великих предков, но изучать их, анализировать их труды, а также при необходимости, рассматривать критически, дополняя их исследования.

Отдельной темы разговора заслуживают труды Абая и Шакарима, посвященные изучению религии. Великий сын казахского народа Абай сказал: «Творец с любовью человечество создал, И ты люби Аллаха, сильней душисвоей!». А вместивший в свое сердце всю широту казахской степи, представитель нации Шакарим рассматривал вопросы религии в мировом масштабе: «О мироздание! Кто истиной твоей владеет?».

Образы великих неотделимы от образа народа. Национальное сознание не может формироваться без религиозных принципов. Наши предки никогда не разделяли национальные интересы от религиозных. Да и теперь нет никаких оснований, никакой необходимости разделять их. Думаю, народу, выросшему, прислушиваясь к мудрости предков, давшему приют многим народам, волею судьбы, оказавшимся в нашей степи, следует и дальше придерживаться этих принципов.

Каждый из 7 млрд. людей на планете является представителем какого либо народа. У каждой национальности есть своя история, своя культура, свой прогресс, основанные на традициях данного народа. 

В Коране говорится: «Мы сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (сура «Аль-Худжурат»).

Каждый человек, читающий Священный Коран, старающийся вникнуть в смысл многих загадок о появлении языков, понимает, что огромное разнообразие языков, религий, национальностей является свидетельством мудрости Всевышнего. 

Только народ, состоящий из духовно сильных личностей, сформировавших прочное единство трех составляющих: языка, религии и традиций, может противостоять различным течениям в эпоху глобализации.И наш долг воспитывать молодое поколение на идеалах Асан Кайгы, Бухар Жырау, Абая, деятелей Алашорды, которые всем сердцем любили и понимали свой народ, самоотверженно служили своей Родине.

Наши национальные традиций, пришедшие из глубины веков, давно стали  образом жизни народа. И усматривать в них нарушение религиозных предписаний является очернением,  недопустимым протипоставлением национальной культуры и религии. Все это может привести к тяжелым последствиям.

Нельзя наносить урон национальным традициям, которые формировались нашими предками в соответствии с шариатом. Выполняя требования восклицающих по любому поводу «Этого не было в мусульманской религии», отказываясь от национальных обрядов, мы рискуем потерять свою национальную самобытность, свою богатую историю  и превратиться в ничем не примечательную серую массу. А ведь история народа – это великое достояние, которое необходимо беречь и изучать, для того, чтобы строить успешное будущее.

Да, деиствительно, в мусульманской религии, а именно у арабов не принято празднование Наурыза, нет запрета на женитьбу среди родственников до седьмого поколения, посещения могил предков с целью чтения дуа за умерших. Но ведь мы не можем отказаться от этого только потому что этого нет у арабов? Здесь следует отметить, что могилы предков мы посещаем не для того, чтобы поклоняться им, мы молимся Аллаху, прося прощенияза грехи усопших, совершенные ими в неведении и осознанно. Неужели мы должны отказаться от запрета на сватовство среди тех, у кого есть родственники в седьмом поколении и разрешить сыновьям жениться на своих двоюродных сестрах, как это принято у арабов?! Это доказывает то, что все наши обычаи формировались издревле, не отклоняясь от мусульманской религии. По всему видно, что они развивались в строгом соответствии с требованиями шариата и под воздействием чтения Корана! 

В Коране Всевышний никогда никакому народу не запрещал жить в соответствии со своими обычаями, но лишь требовал оставаться человеком, не забывать об Аллахе и служении Всевышнему.

Потому что Аллах оценивает лишь духовную чистоту и намерения, с которыми человек совершает действия.

Казахи всегда проявляют уважение к духам своих предков.Кто же они? Это люди, которые жили среди нас. Вряд ли человек, не уважающий умерших предков, не умеющий проявлять доброту к окружающим, сможет поклоняться Всевышнему. При этом уважение к покойным – не поклонение им, ведь мы не буддисты.  

Столкновение с вековыми традициями народа исходит не от самих представителей религии, а от всевозможных сект и течений. Появилось огромное количество сект, прикрывающихся именем Ислама! Сейчас много пишется о том, что ни одна из них не имеет отношения к нашей традиционной религии. Мы должны задать им вопрос: «Почему это наш народ, являющийся в течение 1000 лет мусульманами и в то же время казахами-тюрками, должен, начиная, с 2000 года отказаться от своих традиционных обычаев и делать все, подражая арабам?»  

Представители различных течений и сект своей жестокостью дискредетируют в глазах людей Ислам, вызывая в их сердцах страх, разжигая вражду как внутри мусульманского мира, так и за его пределами.Чуть ли не с видом Пророка, они искаженно толкуют положения шариата, касающиеся национальных обычаев, личного выбора людей, их жизненного пути.

Говоря о добрых деяниях, они сами же очерняют добрые традиции и светлые чувства. Рассуждая о величии Всевышнего, они говорят так, как буд то лично видели Аллаха. Они твердо уверены, что именно их секта является правильной, а всех, кто проводит обряды «қырқы», «жылы» и др., собирая родственников, читает дуа за упокой души усопших, просит прощения их грехов у Аллаха, они считают кафирами. Кто дал им такое право, такой дар, определять, кого будет считать кафирами Аллах, а кого нет. Этим они переходят все границы дозволенного в Коране!

Они на свой лад цитируют хадисы, вырванные из контекста. При чем хадисы не могут полностью заменить Коран, так как они являются лишь толкованием Священного Корана и сказаны были в определенное время и при соответсвующих обстоятельствах. Поэтому нельзя руководствоваться ими как конечной истиной.

Чтобы быть мусульманином не достаточно религиозной грамотности. Необходимо еще иметь национальное достоинство. Фанатичный отказ от этого никого не приведет в рай. Мы соблюдаем религиозные требования, при этом сохраняем свои национальные традиции.

Отказываться в этой жизни от своих собственных национальных ценностей, очернять их и признавать правильными только чужие традиции в корне неправильно. Все это может привести к духовной деградации и нищете. Так мы можем словно дерево без корней остаться ни с чем, превратиться в народ, лишенный своей истории. 

Нариман Исенов,
Уполномоченный имам ДУМК по Павлодарской области

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт