Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Знания приносят пользу в обоих мирах.

15.05.2015 3224 0 Комментарии

Любое дело, действие или движение, которое не основывается на знаниях - это хаос. Один мудрец сказал: «Ты хочешь дунья (мирское)? Учись! Ты хочешь ахират (счастье на Том свете)? Учись! Ты хочешь оба? Всё равно учись!» Ни дунья, ни ахират невозможно получить без знаний. О знаниях в Коране и в хадисах Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) сказано очень много.

В этом мире люди различны: кто-то кого-то в чём-то превосходит, кто-то в богатстве, кто-то физической силой, влиянием и т. д. Но кому же принадлежит истинное превосходство? Об этом Всевышний в Коране говорит (смысл): «Разве равны те, кто знают - и те, кто не знают?». Также Аллах, обращаясь к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям), учит его молитве: «О мой Господь, преумножь мои знания!». Стремление к получению знаний - это желание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Знания различны, есть знания, посредством которых мы решаем только мирские дела: от них человек не получает блаженства и наслаждения в мире вечном, но они необходимы в этом мире.

А мы речь ведём также и о тех знаниях, которые сохранят от ужасов Судного дня: знания об Аллахе открывают суть этого мира, то, что будет после этого мира, такие знания ведут по прямому пути, и эти знания дают счастье в обоих мирах. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Кому из Своих рабов Аллах желает благо - тому предоставляет понимание в религии». Если ты посредством этих знаний поклоняешься Всевышнему всё больше - вот это благо! Кто-то ошибочно предполагает, что благо - это когда он обретает успех в богатстве. Если бы, действительно, Аллах тебя полюбил, ты бы стал человеком знающим. А когда в мирских делах сопутствует успех и удача – это, наоборот, должно настораживать.

Потому что в мирском богатстве скрываются беды и невзгоды… и оно не всегда может быть средством твоего счастья в обоих мирах. В другом хадисе Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:«Вступившему на путь, в котором он ищет настоящие знания, Всевышний облегчит дорогу в Рай». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) продолжает: «Какой бы народ ни собрался в одном из домов Аллаха - читать ли Книгу Аллаха или обучать чтению друг друга («Книга Аллаха» это не только Коран, но это все шариатские науки. А всем наукам основа - Коран), этих людей окружают ангелы и к ним нисходит внутреннее спокойствие, умиротворённость, какую невозможно описать» (Муслим). Это то состояние, про которое Абу Язид аль-Бастами сказал: «Если бы цари знали то состояние, которое мы вкушаем и испытываем, то эти цари саблями отвоевывали бы это состояние!». Всевышний в Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах ниспослал Своё спокойствие и умиротворённость - уверовавшим». В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Воистину, ангелы расстилают свои крылья перед тем, кто ищет знания». Смысл этого в том, что они проявляют таким образом уважение и почтение. Представьте себе: ангелы, которые ни на миг не ослушиваются Аллаха, проявляют этому человеку уважение! В другом хадисе сказано: «Воистину, за знающего просят прощение все существа, что на небесах и на земле, даже рыбы в морях и океанах». Ещё в хадисе сказано: «Превосходство знающего над тем, кто постоянно поклоняется Всевышнему без знаний, подобно превосходству луны над остальными звёздами».

Под словом «ильм» мы подразумеваем не только знания, но и состояние души, стремление к довольству Аллаха. В хадисе сказано: «Кому из Своих рабов Аллах желает благо - тому предоставляет понимание в религии». Вот это понимание религии - то, что объединяет и знания и богобоязненность. В одном из хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Воистину, поиск знаний в течение одного часа превосходит всенощное поклонение Всевышнему, а поиск знаний за целый день - превосходит трёхмесячный пост».

Умар (да будет доволен им Аллах) - великий сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) - говорит о знаниях следующее: «Стремитесь к поиску знаний, воистину, у Всевышнего есть особое облачение: того, кто обучится хотя бы одному разделу из этой науки, Всевышний облачит в это одеяние». У Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) спросили о джихаде (джихад, как известно - это приложение усилий во имя распространения Ислама), но спрашивающий имел в виду только вооружённый джихад. И он ответил: «Указать ли тебе на то, что лучше для тебя, чем это?» Далее Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Построить мечеть и обучать в нём Корану и Сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и знаниям нашей религии». Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорит о маджлисе (собрании), где раскрывают знания: «Хорош же маджлис, в котором распространяются мудрость и милосердие!».

Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) в одном длинном рассказе говорит: «Изучайте знания: воистину, поиск знаний ради Аллаха - это богобоязненность, их поиск - это ибадат, обучение друг друга - это тасбих, спрашивать о науке - джихад, обучать этой науке – милостыня. Она тебя развлекает в одиночестве, она помощник в бедах, советник, когда ты нуждаешься в совете. Знания приближают тебя к степени ангелов, тебя восхваляет всё мёртвое и живое, за тебя просят прощение даже рыбы в воде». Далее он говорит: «Благодаря этой науке, поклоняются Аллаху, благодаря ей познают Единобожие, возвеличивают Аллаха, человек остерегается запретного, скрепляются родственные узы, распознаются халал и харам. Наука - предводитель поступков! Если перед нашими поступками нет предводителя знаний - поступки не имеют никакой цены. Любое поклонение обязательно должно следовать за знаниями. Будь это молитва, пост, или даже обычная твоя деятельность, торгуешь ли ты на рынке – всегда и везде надо следовать за знаниями».

Имам Хасан (да будет доволен им Аллах) говорит: «Если бы не знания, люди были бы, как… животные».Единственное живое существо на этой планете, способное размышлять - это человек. И Аллах выделил это существо разумом только для того, чтобы оно прибрело знание о своём Творце. И если это существо не достигло уровня, чтобы говорить «Мой Господь – Аллах!», то оно сравнивается с остальными.

Для чего ты появился на свет, куда путь держишь и каково твоё предназначение? – сама постановка таких вопросов и вот эти знания делают человека человеком. Яхья ибн Мааз, один из познавших Аллаха, сказал:«Учёные более милосердны к людям, нежели их родители». Его спросили, как это может быть? Он ответил:«Потому что родители опасаются за своих детей, лишь бы они не заболели, боятся бед этого мира, берегут детей только от опасностей этого мира, а учитель-алим бережёт их детей от опасностей Вечной жизни, спасает их от вечных страданий, наставляя на истинный путь!»

Автор Гасан Амаханов

 

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт