Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

СЕРИК ТАДЖИБАЕВ: АБУ АЛЬ-МУГИН АН-НАСАФИ

12.11.2014 4429 0 Комментарии

 СЕРИК ТАДЖИБАЕВ

Научный сотрудник, преподователь

 в Египетском университете

Исламской культуры «Нур-Мубарак»

 

АБУ АЛЬ-МУГИН АН-НАСАФИ 

(438һ/1047г – 508һ/1115г) 

Абу аль-Мугин  ан-Насафи (438һ/1047г) родился в городе Насаф в семье образованных людей. Умер в (508һ/1115м) году в городе Бухара.  Полное имя Абу аль-Мугина ан-Насафи: имя-Маймун Абу аль-Мугин, отчество - Мухаммад, имя прадеда – Мугтамид бин Макхулан-Насафи. По фактам научного исследования  дед Абу аль Мугина ан-Насафи  Абу аль-Мугти был ученым Ханафитского мазхаба.

Нет точных сведении о рождении, о личной жизни  и  образовании Абу аль Мугина ан-Насафи. Он внес большую лепту в изучении науки благодаря этому мы можем догадаться в какой среде он был воспитан. В те времена город Насаф был центром науки и знания на территории Мавераннахра. А сейчас от этого города не осталось никакого следа. Абу аль-Мугин  ан-Насафи изучал Исламское право, знания каляма и был имамом в медресе Матуридия. Нам известно произведение Абу аль-Мугина ан-Насафи так называемое «الإسلام والحقوق الإسلام» (Ислами исламское право). Он воспитывал много учеников, в том  числе, Имам Нажмуддин Омар бин Мухаммад ан-Насафи ас-Самарканди (переводил книгу «Аяты из Корана и хадисы пророка Мухаммада (с.а.с ), автор книг «Тахфату аль-Фукаһа» Мухаммад бин Ахмед бин Аби Ахмед Ала ад-Дин ас-Самарканди, Абду аль-Азиз бин Ахмад бин Мухаммад аль-Баздауи были учениками Абу аль Мугина ан-Насафи. Абу аль-Мугин ан-Насафи внес большой вклад в развитие Матуридийского мазхаба, и методологии исламского права в Самарканде. 

Имам Нажмуддин Умар бин Мухаммад ан-Насафи ас-Самарканди говорил, что произведения  его наставника Абу аль-Мугина ан-Насафи внесли большой вклад в сунну и Ханафитский  мазхаб.

Во Франции в Сорбонне ректор «Иранского института» французский востоковед и исламовед Луи Массиньон (25/07/1883-04/11/1962г.г Париж) высказывал свое мнение: «Дедушка Насафия получил знание у представителя медресе Каррамии  Яхии ибн Мугаза ар-Разии и поэтому называет Абу аль-Мугина ан-Насафия специалистом учения каляма». То, что сказанное Луи Массиньоном противоречит произведениям ан-Насафи. Потому, что Абу аль-Мугин  ан-Насафи критиковал в своих трудах о школе Каррамии.

Ученые школы Аль-Матуридия уделили внимание книге"Табсирату аль-Адилла фи Усулу-д Дин"(Толкование фактов отрасли основании религии) и выяснили, что Абу аль-Мугин ан-Насафи изучал «Суннита».

На  формообразование Имама Нажмуддина Умара бин Мухаммада ан-Насафия ас-Самаркандия оказал большое влияние его наставник Абу аль-Мугин ан-Насафи. Потому, что если обратить внимание на содержания произведения «Акаид»  "العقائد"  то можно увидеть, что оно соответствует содержанию "Табсирату аль-Адиллы" Абу аль-Мугина ан-Насафия.

Абу аль-Мугин ан-Насафи написал ценные труды про учение каляма и тафсира. Например «Ат-Тамһид фи усул ад-Дин»  «التمهيد فى أصول الدين»  (Предисловия к основам религии)», смыслом  этой книги является Исламская философия и вера в единобожие.

Напечатал эту книгу в 1987г (1407 h) доктор литературы Минийского университета Абду Хай аль-Кобил, прежде чем напечатать эту книгу он сравнивал с другими версиями, исследовал и выпустил ее в свет.

Этот труд является одним из  наследии школы Матуридия. Поэтому школа матуридия является самым большим разделом Ахль–Сунны уаль джамагат.

Хусейн бин Али бин Хажжаж бин Али ас-Сыгнаки (711/1311-1312гг или 714/1314гг.) дал разъяснение книге Абу аль-Мугина ан-Насафия «Ат-тамһид» основываясь «Ат-тасдид фи шарх ат-тамһид» (Объяснение тамхида-тасдид).

Хусам әд-Дин ас-Сыгнаки в последней странице книги тасдида говорит : "706 год восьмое число месяца мухаррама, четверг, каждый день заставляю задуматься о тамһиде и выучил это наизусть с детства, тогда некому было этому меня научить и поэтому, я боялся когда читал изменить суть прочитанного". 

Хусам Ад-Дин ас-Сыгнаки высказывал свое мнение про Абу аль-Мугина ан-Насафия: «великий ученый достиг высоких знании, досконально изучив все отрасли науки и стал в один ряд достиг самыми великими учеными».

В этом труде Абу аль-Мугина ан-Насафия показал способ системности. Потому, что он рассматривал взгляды всех ученых. И его выводы выделяются с позицией школы Имама аль-Матуриди.

Начав изучать каждую тему систематично6 и он местах полностью согласился с мнением Матуридия.

На сегодняшний день многие  варианты рукописи «Табсирату-л Адилла» ан-Насафия сохранились в библиотеках разных стран. Некоторые варианты труда сохранены  в Стамбульской библиотеке.

Кроме «Табсирату-л Адиллы» у Насафия есть и другие труды как   "Баһру-л калям фи акаиди аһлил-ислам". Иногда "Баһру-л калям фи акаиди аһлил-ислам" называют «Акаид» и «Мубахасату Ахли-с Суннати уаль-джамаа».

"Баһру-л калям фи акаиди аһлил-ислам"состоит из 59 отделов. В некоторых фактах говорится, что он состоит из 64 отделов. Здесь охватываются различные темы: значение религии и доверия, таухид, (магрифатуллах), доверие, свобода и т.д. Так же рассказывается про мугжиза, о пророке Мухаммаде (с.а.с), про мирадж, про ангелов и т.д. А также есть ответы на мнение направления как "Жәбрия", "Харижия", "Жәһмия", и "Муржия".В последнем отделе рассматриваются так же мучение в могиле, счет, весы, рай и ад.

Хасан ибн Али аль-Махдиси и Ахмед ибн Махмуд аль-Бухари написали разъяснение (шарх) к этому труду, 1911-й год разъяснения напечатались в Каире и в Турции.

Следующий один труд охватил основу Таухид, "ат-Тамхид ли Хауаиди-т Таухид" ("Предисловие к правилам Таухид"). Здесь была доказана правильность  мазхаба Матуридия аятами-хадисами. Здесь рассматриваются такие вопросы: "Как можно овладеть познанием"?, "Как овладеть доверьем по отношению к Аллаху"?, "Зачем нужно пророчество"? и.т.д. И это произведение предназначено для читателей разных возрастов. Труд состоит из 33 разделов. Варианты рукописи на сегодняшний день сохранились в разных библиотеках. И так же в Стамбульской библиотеке.

Написал разъяснение к этому труду ученый  из города Сыгнака Хусейн ибн Али ас-Сыгнаки.

Место которое занимает Абу аль–Мугин ан –Насафи в школе Ашгари Каляма на ровне с Абу Бакром аль-Бахиллани (403/1013)  и Абу Мухаммадом аль-Газали (505/1111).

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 

1. Основателем направления Аль–Каррамия был Абу Абдуллаһ Мухаммад ибн Каррам аль-Сижистани (255/869 из Иерусалима).
2. Исламская энциклопедия. ТДВ.Стамбульский.т.ХХХІІ. 2006. 569-570-стр.
3. "Ат-Тамһид фи усул ад-Дин" Каир 1987м/1407һ. 148 б. 4стр.
4. Челеби. "Кашфу-з Зунун ан-АсамилКутубиуа-лФунун". Тегеран. 1947.I/337-стр.

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт