Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Различие между мазхабами Ашари и Матуриди

25.08.2014 25100 0 Комментарии

Для начала нужно сказать, что имамы Ашари и Матуриди не вводили новшества в религию (как считают заблудшие люди), они лишь отстояли истинное вероучение Ахлю-Сунна (как оно дошло до нас от Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников) в спорах с заблудшими людьми. Разница между этими двумя мазхабами в акыде также не касается принципиальных моментов, а лишь второстепенных деталей. Так что термины ашарит/матуридит – это синонимы, говоря об одних, мы имеем в виду других и наоборот.

*****

Между мазхабами Ашари и Матуриди существует 12 различий:

1) Есть ли у Аллаха предвечный атрибут Таквин (способность творить):

Согласно акыде матуриди, Таквин – это предвечный (‘азали) сыфат (качество) Аллаха, ашариты не выделяют Таквин в отдельный атрибут, они считают, что способность к творчеству – это производная от атрибутов Воля и Могущество. (1)

2) Речь (Калям):

Ашариты считают, что Речь Аллаха можно услышать, матуридиты считают, что Речь Аллаха нельзя услышать (2).

3) Может ли Аллах описываться качеством «хикма»:

По мнению матуридитов, Аллах может описываться качеством "хикма", независимо, означает ли оно «знание или мудрость» или «совершенство в творении».

По мнению ашаритов, хикма относится к «знанию и мудрости», которые являются вечным атрибутом. Если же хикма понимать как «совершенство в творении», то это проявляется, когда Всевышний Аллах что-то создает, в таком случае, хикма не может быть отнесено к Аллаху (3).

4) Разница в вопросе – с чем связано довольство (рида’) Аллаха:

Согласно матуридитской акыде, повиновение и неповиновение творений происходит по воле Аллаха, однако, повиновение происходит по Его воле, повелению, предопределению и Его довольству. Неповиновение также происходит по Его воле, предопределению, но не по Его довольству.

Согласно ашаритской акыде, довольство (рида’) связано со всеми действиями творений (повиновением и неповиновением) (4).

5) Разница во взглядах – на что распространяется таклиф (обязанности человека) – на возможное или невозможное:

Согласно мазхабу матуридитов, Всевышний не возлагает на человека больше его возможностей.

Согласно мазхабу ашаритов, теоретически (с точки зрения разума) Аллах может возложить на человека больше, чем он может выполнить (но это невозможно исходя из откровения) (5).

6) Разница в вопросах – можно ли дойти разумом до таклифа (обязанностей, возложенных на человека):

Согласно мазхабу матуриди, до некоторых вопросов, касающихся таклифа, можно дойти с помощью разума.

Согласно мазхабу ашари, вопросы таклифа могут быть поняты только через откровение (вахью), а не через разум (6).

(Исходя из этого, ашариты считают, что ширк по невежеству может быть прощен человеку (если до него не довели знание об исламе), матуридиты считают, что человек в любом случае обязан разумом понять единственость Творца и уверовать в Него, даже если до него не дошел призыв к исламу)

7) Разница в отношении счастья (са’ада) и несчастья (шакава):

Согласно мнению матуриди, несчастный человек может в конечном счете (в будущей жизни) оказаться счастливым. Счастливый – оказаться несчастным (под счастливым имеется в виду, кому уготован Рай, несчастный – тот, кому уготован Ад).

Согласно мнению ашаритов, счастье и несчастье можно отнести к человеку только в момент смерти (на чем он умрет – на куфре или на имане) (7)

8) Может ли неверие (куфр) быть прощено:

Согласно взглядам матуридитов, с точки зрения разума и с точки зрения откровения, невозможно, чтобы неверие было прощено.

Согласно взглядам ашаритов, рационально допустимо для неверного получить прощение, но невозможно согласно текстам откровения (8).

9) Может ли оказаться, что верующие будут вечно в Аду, а неверующие – в Раю:

Матуридиты считали, что вечный Ад для верующего и вечный Рай для неверного - это невозможно и с точки зрения разума, и с точки зрения откровения.

Ашариты считали, что теоретически (с точки зрения разума) это допустимо, но невозможно, исходя из откровения (9).

10) Разница в отношении названия (исм) для вещи и того, к чему относится название (мусамма):

Согласно мнению матуридитов, имя "исм" (اسم) и существо с таким именем "мусамма" (مسمى) являются одним и тем же.

Согласно мнению ашаритов, имя "исм" (اسم) и существо  с таким именем "мусамма" (مسمى) могут отличаться. [10]

11) Обязательно ли пророк должен быть мужчиной:

Матуридиты считали, что мужской пол является условием для пророчества.

Ашариты считали, что мужской пол не является условием для пророчества (11) (То есть, по их мнению, теоретически и женщина могла быть пророком).

12) Разница в отношении вопроса – как может называться действие человека:

Согласно матуридитским взглядам, действие (фи’ль) лица называется приобретением (кясб), а не творением (поскольку человек не сам создает свои действия, а лишь приобретает их). Действие Аллаха (фи’ль) называется творением (хальк), а не приобретением. В языковом смысле оба действия можно называть фи’ль.

Согласно взглядам ашаритов, фи’ль (в истинном смысле) относится к действиям Аллаха. Действие, приобретенное лицом, может называться фи’ль в переносном смысле (12).

Как уже говорилось, все эти отличия носят второстепенный характер. Школы матуриди и ашари являются подлинным вероучением Ахлю-Сунна валь-Джамаа.

По материалам сайта darulfiqh.com/

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт