Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Аль-Азхар Аш-Шариф

28.08.2014 4864 0 Комментарии

 

Давным-давно, когда по своему невежеству мы еще не совершали намаз, и да простит нас Аллах, даже не собирались этого делать, наши представления о Египте ограничивались лишь пирамидами, фараонами, и да простит нас Аллах еще раз, Клеопатрой. 

Между всем этим протекал Нил, где-то высоко-высоко светило жаркое солнце, опаляя лучами пески, по которым неторопливо шли облезлые верблюды. 

На верблюдах сидели обмотанные в чалму бедуины и ругались по-русски, потому что только российские туристы посчитали своим долгом обучать богатству своего великомогучего языка всяких там туземцев.

Вот, пожалуй, и все наше убогое представление о Египте на тот момент.

С тех пор минуло много лет. За это время мы приняли Ислам, стали выполнять его предписания и узнавать много нового. Среди всего прочего мы узнали, что в далеком Каире находится один из старейших университетов мира – благородный «Аль-Азхар», история которого длится более тысячи лет.

За это время он выпустил тысячи крупных ученых, принимал активное участие в жизни Халифата, оказывая влияние на весь исламский, а стало быть, и неисламский мир. 

С этого момента, выражение «он закончил Аль-Азхар» действовало на нас, как дудка на кобру. При произнесении этой магической формулы мы замирали, открывали рты, и жадно внимали ученым речам. Некоторым выдающимся бизнес-проповедникам современности, удалось воспользоваться этим особенно хорошо. 

Они не только хорошо заработали на своих «многочисленных книгах по исламской тематике», но и крепко засели в неокрепших умах. А между тем, именно имя благородного «Аль-Азхара» выдало им когда-то первоначальный кредит доверия.

С тех пор прошло еще несколько лет, прежде чем мы поняли, что прошлое Аль-Азхара, к сожалению, лучше его настоящего. А это значит, что и будущее его под вопросом. 

Так что же от него осталось ныне - только имя? Этот вопрос периодически посещал наши головы, которые пытались понять, что происходит, кому доверять, куда ехать учиться тем, кто хочет учиться, и как вообще жить в этом сложном и безумном мире. Ведь жить то, пока еще, хочется.

Масла в огонь сомнений подливали сами выпускники Аль-Азхара, рассказывая нам печальные истории о том, что там происходит. При всем этом, они доучились там до конца, и на зависть нам, невеждам, получили от этого знания и прочую пользу. 

Из всего этого стало понятно, что многое зависит от самого человека. Можно закончить Аль-Азхар, и сделав из своего имени брэнд, колесить по странам бывшего Союза с бизнес-треннингами, настоятельно рекомендуя всем покупать свои книги. А можно пойти по пути классических ученых, и став хафизом, хадисоведом, факихом, муршидом и доктором шариатских наук, распространять ортодоксальный Ислам, как это делает, например, шейх Юсри Рушди. 

Можно получать знания ради Аллаха, а можно и ради нафса. Можно вкладывать их в дунью, а можно и в ахират. Можно вообще ничего не получать и не вкладывать, и жить при этом счастливо, но не долго. Жить долго и счастливо можно только в Раю.

Можно закончить «Аль-Азхар» и стать выдающимся ученым, а можно просто закончить, поскольку диплом о высшем образовании – это лишь начало пути, а не его вершина, как многие, ошибочно, полагают. 

Раньше дипломов не было вообще, однако уровень знаний было выше. Сейчас их получают тысячи, но учеными становятся единицы.

Однако не будем долго сетовать и посыпать головы пеплом. Делу это все равно не поможет. К тому же, лучше один раз показать, чем долго и нудно рассказывать.

Итак, по милости Аллаха, нам представилась возможность посетить Каир. Вкратце это было так: админ предложил, имам одобрил, муфтий поддержал. Даже посол Казахстана в Египте лично оказал содействие и поддержку. Нам с Алексеем ничего не оставалось, кроме как покориться судьбе, и мы сделали это с большим удовольствием.

В результате, и Аль-Азхар посмотрели, и по Каиру побродили, и с казахстанскими толибуль-ильм познакомились. И даже на уроке шейха Юсри Рушди побывали, получив от знакомства с ним самые положительные впечатления. 

Однако обо всем по порядку. Первое, что нужно было сделать – отснять Аль-Азхар. С него мы и начали.
1. Аль-Азхар – это комплекс учебных заведений, и связанных с ним организаций, расположенных по всему Каиру. В комплекс входят: школа, университет, мечеть, библиотека, общежитие, головное управление и еще много чего другого. Все перечисленное находится в разных зданиях, а здания - в разных местах. Почти все это разделено на мужское и женское, поэтому количество самих объектов можно умножить почти на два. 

Но прежде, чем туда попасть, необходимо было отдать дань египетской бюрократии, и собрать множество важных подписей. Важные подписи выдавали в головном управлении.

Вид перед вами – вход на его территорию.
2. Справа налево: Даруль-ифта, библиотека и непосредственно само управление Аль-Азхара.
3. Даруль ифта – Дом фетв. С 2006-го по 2008-й год здесь, по окончанию университета, проходил практику Верховный муфтий Ержан кажы Малгажыулы. До него – Сансызбай устаз. После него еще некоторые казахстанцы. Здание расположено на огорожденной забором территории, и имеет отдельный парадный вход с улицы.
4. Библиотека. Это не единственная библиотека Аль-Азхара вообще, но единственная на этой территории. В нее мы, как и в Дом фетв, не заходили.
5. Головное управление Аль-Азхара. Здесь находятся кабинеты высшего руководства, в том числе и главного шейха - Ахмада аль-Тайиба.

Именно по этим кабинетам пришлось бегать нашему устазу, колллеге и брату Ризабеку, чтобы получить заветные подписи. Заняло это более часа.
6. В ожидании устаза Ризабека, мы расположились в уютной беседке, расположенной в центре комплекса. Прямо по курсу наш родной казахстанец готовится к очередному экзамену.
7. Вот они – бесценные, трудовые. Со всеми подписями. Сверху стоит виза и личное обращение посла Казахстана Берика Арына к шейху Ахмаду аль-Тайибу оказать нам содействие.

Несмотря на визы главных азхаровских шейхов, нижестоящие инстанции дали нам ясно понять, что не все в этой жизни так просто. Бюрократия в Египте – одна из самых развитых в мире. Поэтому просящий должен быть всегда просящим, а не требующим. А если он вдруг что-то там потребует, перед ним могут закрыть дверь и сказать: «Приходите завтра». А завтра может не наступить никогда.
8. Даже и не знаем, как правильно перевести. В общем, здесь принимают Ислам и выдаются свидетельства оного. Хороший кабинет. Находится в здании головного управления.
9. Парадный вход в управление. Находится с обратной стороны. Через него заходит руководство Азхара.
10. Служебный автомобиль шейха Ахмада Тайиба. Одна из немногих целых машин в Каире. Большинство же - битые и коцаные.
11.
12. У нас тоже в кабинете имеется красный ковер, по которому мы добираемся до рабочего места. Но согласитесь: какая между ними разница!
13.
14. Вид напротив парадного входа.
15. Получив уже окончательно, как нам тогда казалось, все разрешения, мы направились к мечети Аль-Азхар. По дороге встретили вот этот шедевр. Трудно объяснить рациональные причины такой парковки. Похоже на протест. Серости бытия брошен очередной вызов.
16. А вот и еще один каирский шедевр. Его я, к сожалению, пропустил. Обратил внимание только на фото, и до сих пор не могу понять, что это такое и как это работает. Судя по всему, газировка какая-то.

17. Приближаемся к цели.

18. Тростниковый фрэш. Холодный, сладкий, вкусный и очень дешевый. Все компоненты удачного сочетания в одном пакете. О нем мы еще расскажем.
19. Между нами и мечетью Аль-Азхар один подземный переход.
20.
21.В общей сложности, путь от управления до мечети занимает около 20 минут.
22. Для справки: Аль-Азхар был построен Фатимидами для распространения шиизма, и во время правления династии являлся главным религиозным центром. Затем, с помощью Аллаха, он стал суннитским. Одновременно с Аль-Азхаром строился и сам Каир, которому впоследствии суждено было стать столицей Египта.
23.
24.
25.
26.
27. Читальный зал расположен прямо на входе. Судя по михрабу в стене, раньше зал был молитвенным.
28.
29.
30.
31.
32.
33. Шейхи, возглавлявшие Аль-Азхар с момента его основания.
34. Студенты готовятся к экзаменам.
35.
36. Полка с исламской литературой на разных языках мира. Эдакая «стена призыва», рассчитанная на туристов, желающих узнать об Исламе чуть больше. Одна из самых популярных тем: «Права и статус женщин в Исламе».

Кстати, прав у женщин в Египте очень много. Настолько, что можно даже подумать, что у них совсем нет обязанностей. И да, кстати, обязанностей у них действительно почти нет. Но об этом потом.
37.
38.
39.
40.
41. Несмотря на то, что мы уже прошли внутрь, Ризабек продолжал ходить с образовавшейся по случаю нашего приезда комиссией, решавшей какие-то важные по этому поводу задачи.
42. Алексею, тем временем, предоставили гида и разрешили проникнуть на крышу.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59. Пока Алексей бродил по крышам, наступило время зухр-намаза, однако почти никто из сидящих не пошел в главный зал. Как только прозвучал икамат, все встали и на своих местах образовали ряды. При этом непосредственно за имамом ряды пустовали, и это выглядело, как минимум, странно. Нам сказали, что в маликитском мазхабе это дозволено. Честно сказать, это было мало похоже на джамаат.
60.
61. По окончании намаза мы зашли в главный зал. Судя по количеству присутствующих там людей, можно представить, насколько он был заполнен во время молитвы.
62. Урок после намаза.
63.
64.
65.
66. Больше намаза меня удивило только это: в правом верхнем (уж простите эти алматинские привычки) углу мечети находится... могила. И что самое интересное, никто не знает, кто там лежит. То есть, если бы там лежал известный ученый или праведник, ну или хотя бы родственник халифа, я бы еще понял. А тут ни имени, ни фамилии, ничего... Әйтеуір, иманды болсын.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81. Отсняв напоследок интерьер, мы сделали заключительный снимок...
82. ...и узкими улочками направились в расположенный неподалеку университет.
83. Вид напротив входа. Обратите внимание на то, как строятся дома. Грубо говоря, схема примерно такая: нужен дом – залезаешь на крышу и строишь себе следующий этаж.
84. Куда бы мы не пришли, нас везде пускали не сразу. Каждый раз устазу Ризабеку приходилось долго объяснять и доказывать, что визы главных азхаровских шейхов означают одобрение с их стороны, и подразумевают содействие со стороны тех, кому он это объясняет. Тем более, что там черным по белому были перечислены все действия, которые нам разрешено совершать. 

Вот и сейчас он одиноко стоит под деревом, в ожидании убежавших испрашивать указания... Здание рядом – факультет Шариата.
85. Тем временем, мы сняли пустое помещение напротив, так и не поняв, что это такое.
86.
87. Наконец, после внимательного изучения всех сопроводительных документов, нам было позволено пройти дальше под строгим присмотром охраны. 

Справедливости ради следует сказать, что одной из причин замешательства  и нежелания нас пропускать в университет, были проходящие на тот момент экзамены. Так что подписи, хоть и с трудом, но сделали свое дело. Без них, проникнуть в университет во время экзаменов нам бы никто не позволил.
88.
89. На территории университета находится три главных факультета: Усул ад-Дин, Шариа, и Люгатуль Арабиййа. Перед вами последний из перечисленных.
90.
91.
92. Преподаватели, сдавшие экзамен студенты, и судя по всему,их родственники.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.

124. Вот если бы все студенты одевались так. 

Передает Хумайд ибн Хиляль от Имрана ибн Хусейна, который сказал: "Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "(Ношение) чалмы – достоинство верующего и величие арабов. Когда сложат арабы с головы чалму, сложат и величие свое".

125.
126.
127.
128.
129.
130.
131. Главное в египетской машине - чтобы она ездила. Все остальное неважно.
132.
133.
134. Если очень долго смотреть под капот, можно увидеть, как умирает надежда. У нас тоже была надежда попасть на факультет Шариата, но нас туда так и не пустили. Поэтому мы поблагодарили присутствующих и покинули университет. Следующим пунктом был Маахат.
135. Прежде, чем поступить в университет, многие получают начальное, а затем среднее образование при Аль-Азхаре. Начальное и среднее образование делится на следующие программы: 1. Ибтадийа; 2. И`дадийа; 3.Санавийа.

Ибтадийа – самый начальный уровень. Это как первоклашки. Затем И`дадийа. Санавийю иногда называют институтом, но это не совсем верно. К Санавии больше применимы старшие классы средней школы, поскольку институт, в отличие от Санавии – это уже высшее образование. Все это расположено в одном корпусе, называемом Маахат.
136. Справа от входа посетителей встречает вот такое вот граффити. Как минимум, четыре азиата можно обнаружить на рисунке. Наши, наверное, рисовали.
137. Мужчины и женщины учатся раздельно. Иногда, конечно, параллельные реальности пересекаются, но крайне редко и сугубо по необходимости. Как, например, сейчас.
138. Женская часть располагается по ту сторону забора.
139. Мужчин от женщин защищает колючая проволока :-)
140.  Судя по всему, любимое средство передвижения студентов. Кстати, среди казахстанских студентов существует негласное правило: на мопед можно садиться только по окончанию института. За соблюдением этого правила следят старшие из джамаата.
141.
142.
143.
144. По обыкновению, съемку нам разрешили не сразу, и несмотря на все сопроводительные письма, попросили дождаться ректора. К сожалению, мы забыли его светлое имя.

Ректор долго ждать себя не заставил, и придя в кабинет, сразу же погрузился  в работу: подписал документы…
145. …оставил ценные указания преподавателям…
146…. после чего разрешил нам съемку и даже сфотографировался на память.
147.
148. Окон в здании практически нет.
149. К нашему приходу основные экзамены уже были закончены, поэтому нас ожидали, по большей части, пустые аудитории и полупустые коридоры.
150. Впрочем, один экзамен мы все-таки застали. Там же, с поличным были пойманы наши сограждане: вон они, на последних партах. Один из них спрятался за листок, второй закрыл голову пальцами. Стыдно должно быть, товарищи. Все уже сдали, а вы все сидите!
151.
152.
153. Преподавательский состав.
154.
155. Интернациональная молодежь.
156.
157.
158. Отец и его «ксерокопия» :-)
159.
160.
161. Ну вот и все. Мы вышли. Впечатления от увиденного были смешанными. С

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт