Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

Ханака Туркестана

01.02.2014 11069 0 Комментарии

Произнеся «Бисмилляхи…», я начну сказывать хикмет,
Рассыпая ученикам драгоценности и бриллианты (слов),
Напрягая душу, испытывая горе, захлебываясь кровью,
Открываю я страницы сказаний «Дафтар-и-сани».

Благословляю вас, жаждущих истины, единения
И откровенных разговоров с родственными душами.
Благосклонен я к несчастным и обездоленным
И избегаю тех, кто пресыщен жизнью, доволен собою...

Ходжа Ахмед Яссауи

С чем больше ассоциируется Туркестан в наше время: с ханской ставкой, суфийской ханакой, или местом захоронения казахских правителей, батыров, биев и других известных людей?

На самом деле, Туркестан – это все вышеперечисленное и вместе взятое. Все это находится в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи – суфия, влюбленного в Аллаха, отказавшегося от жизни на земле по достижению возраста Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Отказ от жизни на земле не означал отказ от жизни вообще. Жизнь для Ахмеда Яссауи продолжилась в его подземной келье, где остаток своих дней он провел в размышлениях и богослужении.

К сожалению, в наше время, в отношении Туркестана установились две крайности.

Представители первой, не без помощи мошенников, колдунов, шаманов и шарлатанов, считают Туркестан местом малого паломничества. Трехкратное посещение Туркестана они сравнивают с посещением Мекки и совершением малого хаджа.

Необходимо сразу отметить, что все это не имеет отношения к Исламу. Как правило, все эти поездки в Туркестан, организованные  шаманами и шарлатанами из «Орды», «Ата Жолы» и прочих окультно-религиозных сект, совершаются людьми невежественными, не знающими основ Ислама, попавшими в затруднительное положение, и желающими выйти из него.

Есть ли в наше время люди без проблем? Конечно же, нет. Этот мир создан таким, что наличие и преодоление проблем является одним из условий пребывания в нем, ведь мы находимся здесь для испытаний.

Поэтому у каждого человека есть свои проблемы: конфликты с женой, родителями, коллегами. Проблемы со здоровьем, с деньгами, друзьями. Хроническое невезение, маленькая зарплата, лишний вес. Перечислять можно долго. 

Иными словами, любому человеку можно предложить поездку в Туркестан, которая, по заверению шарлатанов, изменит их жизнь к лучшему. Обычно людям говорят, что на них навели порчу недоброжелатели, или сглазили завистники, но после того, как аруахи дадут им «бата», дорога откроется, и сквозь темные грозовые тучи появятся первые лучи весеннего солнца, а за ними радуга, и светлые-светлые дни... Только посетите Туркестан.

Некоторым из этих доверчивых людей сообщат, что у них есть дар исцелять людей, или видеть сокрытое (ясновидение), которым наделяются только избранные, и который необходимо развивать.

Это очень льстит человеку, потому что все считают себя особенными, и желают обладать сверхъестественными способностями. Но чтобы развивать эти способности, ему необходимо периодически посещать Туркестан, а также собрания членов группы. Постепенно, человек превращается из простого финансового донора секты, в ее истового адепта, и уже сам вербует новых жертв.

Другие же, обделенные «даром», все равно продолжают посещать «святые места» в надежде на лучшую жизнь.

Здесь важно заметить, что под «святыми местами» подразумеваются не только мавзолеи Ходжа Ахмеда Яссауи и Арыстан-баба, но и еще много других мест – могилы их родственников, холмы, колодцы, скалистые камни, между которыми не пройдет грешник, и т.п... У каждого места свое назначение, и своя трепетная история, пронизывающая души потусторонним, мистическим холодком...

Все это сопровождается чтением Корана, белыми одеждами и прочим исламским, или околоисламским антуражем. В общем, если у человека нет базовых знаний, должный эффект обеспечен.

Вторая крайность в отношении Туркестана, это во всем видеть ширк и харам.

Посетить мавзолей Ходжа Ахмада Яссауи – ширк. Прочитать там Коран – ширк. Совершить там дуа – ширк. Совершивший это – могилопоклонник, безбожник, суфист.

И все это до такой степени проникло в коллективное бессознательное мусульман, что даже те, кто, казалось бы, считает себя приверженцем классических суннитских школ, презрительно и насмешливо отзываются о зияратах к праведникам, ученым и героям Ислама.

А между тем, наши ученые сошлись на том, что читать Коран у могилы не запрещено. Посвящать сауабы за чтение Корана умершему – не запрещено. Совершать у могилы дуа, обращенное к Аллаху, не запрещено. Более того, эти действия могут быть желательными.

Ведь чтение Корана у могилы облегчает покойному муки. А если он не испытывает мучений, то чтение Корана приумножает его радость. Совершение дуа у могилы праведного человека  увеличивает вероятность того, что оно будет принято, потому что могила праведника – это один из Райских садов, как передается это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. 

И не надо говорить, что только Аллах знает, кто праведник, а кто нет. Мы знаем, что абсолютное знание только у Аллаха.

Но мы исходим из хорошего предположения о мусульманине и внешних сведений о нем. Если известно, что его образ жизни был праведным, далеким от больших грехов, мы думаем о нем хорошо, и не лезем в его сердце, поскольку сердца известны только Аллаху, а мы, люди, судим по внешним признакам.

И если эти внешние признаки хорошие, то мы думаем об умершем хорошо. А если плохие, то мы либо ищем ему оправдание, либо оставляем на суд Аллаха, если только Шариат не обязывает нас к другому.

В противном случае, сомнению можно подвергнуть все, даже иман. Ведь только Аллах знает, что было в сердце того, кто покинул этот мир. Но мы исходим из того, что известно, и оставляем то, что нам не дано.

Все это имеет доказательства в Шариате, однако, это не научный труд, да и мы не имамы. 

Мы всего лишь хотим показать, как выглядят главные зияраты Туркестана – мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и его учителя Арыстан-баба, развеять некоторые легенды и страхи, связанные с ними, а также, немного рассказать о том, что они значат для нас, нашей истории, и нашего будущего, инша Аллах.
1. Мечеть «Арыстан-баба». Расположена неподалеку от самого мавзолея. На территории ее комплекса имеется гостиница, столовая, и медресе. Из всего перечисленного, действующей мы обнаружили только гостиницу, в которой вынужденно совершали омовение, поскольку не нашли тахаратхану. Где находится тахаратхана так и осталось для нас загадкой. Зато мы узнали, где находится гостиница.
2. Правила и адабы зиярата. Поначалу, мы думали написать это все в репортаже, но когда увидели, что все это уже есть в готовом виде, решили просто сфотографировать.

По-хорошему, это должно быть установлено у самих мавзолеев, которые зачатую посещают те, кто не посещает мечеть.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Между прочим, вполне вписываются в интерьер. А пользы то сколько, особенно зимой и летом.
9.
10. Судя по всему, женская часть мечети.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. В коридоре мечети стоит шкаф со старинными книгами. Читать нельзя, смотреть можно.
18.
19. Аятуль-Курси.
20.
21.
22. Ворота на территорию комплекса «Арыстан баба». Некоторые люди считают, что если здесь переночевать, то Арыстан баба может им помочь.

Дорогие люди. Никто не помогает, кроме Аллаха. И ночевать здесь целенаправленно, без необходимости, не надо. Ночевать лучше всего дома, а молиться надо одному лишь Аллаху. Иначе, можно впасть в один из самых больших грехов – многобожие или придание Аллаху сотоварищей.
23. Мавзолей Арыстан-баба. От его первоначальной постройки не осталось ничего. Предание гласит, что прежде чем построить мавзолей Ходже Ахмаду Яссауи, амир Тимур построил мавзолей его учителю, как это было велено во сне самим шейхом Ахмадом.  Это предание легло в основу сложившегося адата: вначале посетить учителя, а затем его более известного ученика. Этот местный адат можно считать и локальным адабом.

Кстати, постройка Тимура также не достояла до наших дней. Согласно информации с презираемой, но используемой всеми Википедии, последняя постройка датирована 1971 годом.
24.
25. Надгробия учеников шейха.
26. Надгробие могилы Арыстан-баба. Согласно распространенной легенде, Арыстан- баба был сподвижником Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, прожившим несколько сотен лет, вплоть до рождения Ходжа Ахмада Яссауи, которому он передал «аманат» от Пророка, мир ему – финиковую косточку. Некоторые риваяты этой легенды даже конкретизируют имя этого сподвижника – Салман аль-Фариси, пусть Аллах будет им доволен.

Эта легенда не имеет никаких подтверждающих фактов, и к достоверной истории Ислама не имеет никакого отношения.

А те, кто очень хотят верить в подобное, должны прочитать следующий достоверный хадис, переданный со слов Абдуллы Ибн Умара: «Однажды ночью, Посланник Аллаха, совершил с нами ночную молитву, и, произведя таслим, встал и сказал: «Запомните эту ночь! Через сто лет после неё не останется ни одного из тех, кто есть на лике Земли». Ибн Умар сказал: «И люди испугались слов Посланника Аллаха, начав распространять эти хадисы о столетии. Но Посланник Аллаха, сказал так: «Не останется никого из тех, кто есть сегодня на лике Земли». Он хотел сказать, что это поколение изойдёт». Муслим.

Таким образом, нет никаких оснований считать, что Арыстан-баба был сподвижником.
27. На противоположной стороне от захоронений находится вот такая мечеть.
28. Перед мечетью, в отдельной комнате, можно посмотреть несколько древних экспонатов: книги, четки из финиковых косточек и датированные 14-м веком деревянные столбы…
29.
30.
31. Приближаемся к мавзолею Ходжа Ахмеда Яссауи, построенному по приказу Амира Тимура, который велел возвести над прежним ветхим мавзолеем новое здание, ставшем впоследствии резиденцией и некрополем казахских ханов.

 Надо сказать, что сам Ходжа Ахмед Яссауи никогда не завещал себе таких апартаментов. Да и зачем ему это было, если он еще при жизни отказался от удобств и комфорта.
32.
33.
34. На черном мраморе перечислены имена похороненных здесь ханов, батыров, биев и других известных людей. Этот список также будет внутри самого мавзолея. Позже, мы остановимся на нем подробнее.
35.
36. В мавзолей приезжают много брачующихся. К сожалению, многие приезжают самым неподобающим образом в самой неподобающей одежде, проявляя тем самым, великое неуважение к Аллаху, и всем, кто здесь похоронен.
37.
38.
39.
40.
41. Первый зал - казандык. Здесь расположен крупнейший в Центральной Азии тай-казан. Сообщается, что его диаметр 2,45 метра, а вес две тонны.
42. Если обратить внимание, можно увидеть, что казан перекрыт деревянной крышкой. Сделано это для того, чтобы всякие суеверные ловкачи не закидывали туда свои монетки. Неизвестно для чего они это делают – на удачу, или чтобы вернуться сюда еще раз, но делают они это периодически, и с завидным упорством. Только охранник отвернулся, и вот, казалось бы, не совсем поворотливая женщина, уже метает в казан свою копеечку. Монетка падает на деревянную крышку, охранник поворачивается и как бы говорит: «Ну что вы за люди…»

А если бы он был открыт… Трудно даже представить, какая сумма там может собраться.

Кстати, о деньгах. Вокруг тай-казана стоят стенды с купюрами мира. Смотрится все это дело здесь крайне неуместно.
43. Казан расписан аятами Корана и хадисами Пророка, мир ему и благословение Аллаха.  Двадцать два раза на казане повторяется фраза: “Власть принадлежит Аллаху”. Кроме этого, имеются и другие надписи, среди которых: 

«Приказал построить это место для пития эмир величайший, владетель над выями народов, избранный (отличенный) помощью Царя Милостивого , амир Тимур Гурган, да освятит Аллах Всевышний царство его, для усыпальницы шейха Ислама, султана шейхов в мире, шейха Ахмеда ал-Ясави, да освятит Аллах дух его великий. 20 шавваля года 801-го»

”Сделал бедный раб, нуждающийся в Аллахе Всевладеющем, мастер Абд ал-азиз, сын мастера Шараф ад-дина Тебризи”.
44. Забытые купюры, старые добрые времена. Мы уже и не помним, что когда-то у нас были 3 тенге.  И обратите внимание – все, кроме Шокана Валиханова, – бородатые.
45. Дверь в кабырхану - комнату, где похоронен шейх Ходжа Ахмед Яссауи. Дверь закрыта, и открывается только для высокопоставленных гостей.
46.
47. Коран, подаренный мемориальному комплексу Президентом Казахстана.
48.
49. Ходжа Ахмед Яссауи, Есим Хан, Жанибек Хан, Жангир Хан, Тауке Хан, Абылай Хан, Бокей хан…

Итого 164 человека. Ханы, батыры, бии, учителя Ислама.  Некоторые захоронения неопознаны, но практически каждый оставил свой след в истории казахского народа.

На самом деле, это ключевая точка Мемориального комплекса. Она сообщает нам о том, что это не просто мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи. Это величайший памятник казахской истории.

Помнится, как один умный казахстанский салафит говорил, что казахская нация и казахская государственность неразрывно связаны с Исламом. В качестве доказательства он упоминал мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, где рядом с одним из главных проповедников Ислама похоронены правители и батыры Казахского ханства. 

И похоронены они здесь не просто так, а именно поэтому, что само по себе является неоспоримым свидетельством тесной связи казахского народа, казахской истории, и казахской государственности с Исламом.

Очень правильные слова сказал наш брат-салафит. Вот только он не упомянул одну маленькую, но очень существенную деталь – Ходжа Ахмед Яссауи был суфием. Это общеизвестно, но он опустил этот момент, потому что салафиты не любят суфизм. Это тоже общеизвестно.

Однако, независимо от своих чувств к суфизму, каждый казахстанский мусульманин должен знать, что Ислам на этой земле распространяли суфии. Таблиговцев тогда не было, салафитов тоже. Именно суфии несли знамя Ислама в казахской степи, а их ханака стала резиденцией Казахского ханства. Именно здесь принимались почетные гости и важные государственные решения.
50.
51. Надгробие могилы Абылай хана.
52. За резной перегородкой покоится шейх Ходжа Ахмед Яссауи. Совершающие зиярат читают здесь Коран.
53.
54.
55.
56. Действующая мечеть комплекса. Коллективные молитвы здесь не объявляют, но намаз совершить можно.
57.
58.
59.
60. Макет печи.
61.
62. Колодезная. Из этого колодца наполняли тай-казан.
63. Дверь центрального входа.
64.
65. Порог.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77. А вот и все никак неистребимое шаманство. Люди, перестаньте портить деревья и платочки!
78. Сооружение перед мавзолеем – шилдехана.
79. Суфийская шилдехана – это место уединения, поста и молитв на сорок дней.
80. Так она выглядит внутри.
81. А вот и местные жители, совершающие таваф – ритуальный обход вокруг мавзолея. Пока мы фотографировали, я видел несколько таких людей. Как я понял, по аналогии с Хаджем, обход совершается семь раз. Во время обхода, некоторые стараются прикасаться к стенам мавзолея и протирать руками лицо.

Уважаемые люди. Ритуальный таваф совершается только вокруг Каабы – Запретной мечети в Мекке. Совершать ритуальный таваф вокруг могилы, даже если это могила Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, - запрещено (харам), как сказали об этом ученые. И является запрещенным новшеством протирать об них руки, тела, завязывать тряпочки, оставлять специальные материи, и совершать другие необоснованные Шариатом действия.

Поступая так, вы вместо ожидаемой пользы, принесете себе только вред, и навлечете на себя гнев Аллаха.
82. Мавзолей Рабии Султан Бегим - дочери известного астронома, правителя Самарканда, внука Тимура – Улугбека. Расположен на территории комплекса, перед центральным входом в мавзолей Яссауи.
83.
84. Это уже современное воссоздание древних построек вокруг некрополя.
85.
86.
87.
88.
89. Начало подземной ханаки, где собирались шейх и его ученики, предаваясь молитвам и поминанию Аллаха.
90.
91. Приблизительно так все это и выглядело.
92. Подземная келья шейха, где он уединился для богопоминания по наступлению 63 лет.
93. Макет кельи.
94. Попытка заглянуть внутрь.
95.
96.
97. Посередине – печать Яссавия. По бокам – сильсилы тарикатов. Сверху – зикр и салават: «Хасби Рабби Жалалла, Нури Ахмад Салалла, Науыр Калби Я, Алла, Ла иляха илля Ллах»
98.
99.
100.
101. Джума-мечеть.
102. К сожалению, мечеть была закрыта для посетителей. Сотрудник комплекса сказал, что она на реставрации. Мы приподняли штатив над стеной и сфотографировали внутренний двор вслепую.
103. Подземная баня. В данный момент она уже над землей. В прежние времена, благодаря своему подземному расположению, при нагревании, баня сохраняла тепло в течение двух дней.

Когда мы подходили к музею, из него, кланяясь передом, и повернувшись к двери задом, выходила группа людей. Группа была организованной и торопилась к автобусу. Оставив Алексея в бане, я решил прогуляться, познакомиться и поговорить с кем-нибудь из них. Выбор пал на неприметно идущую бабушку, любезно ответившую на все мои вопросы. С ее слов, она приезжает сюда в третий раз. Тур организовывает «Ата жолы» - запрещенная, оккультная секта, прикрывающаяся Исламом. Вот интересно, подумал я, почему эта запрещенная секта даже не соизволила скрыть свое название? Могла бы уж, ради формальности, и переименоваться. А может быть, уже бренд… 

Со слов бабушки, каждый приезжает со своими проблемами.  Кто родить хочет, кто на работу устроиться. Говорит, помогает. Я было подумал, что она татарка, но бабушка оказалась русской. «А как вы молитесь?» - спросил я. – «Ну, они Коран читают, а мы каждый сами себе молимся». В конце совершают жертвоприношение.

В общем, как работали, так и работают. Как уводили людей к себе в секты, так и уводят. И неплохо зарабатывают при этом, раз уж не хотят отказываться.

Так вот, пользуясь случаем, хотим еще раз предупредить: все эти группы – «Орда», «Ак-Орда», «Ата Жолы» и другие, обещающие «открыть дорогу» через «паломничество» в Туркестан, обещающие «бата» аруахов, дар ясновидения, целительства, и просто успех по жизни, являются колдунами и шарлатанами, контактирующими с джиннами, и прикрывающиеся Исламом.

Держитесь от них подальше, и не позволяйте себя обманывать.
104. А между тем, отличная баня. Жаль, что уже не работает.
105.
106.
107.
108.
109. Неподалеку строится мечеть.
110. Проходящий мимо караван верблюдов, невольно дополнил картину, напомнив о прежних веках, когда Туркестан был столицей Казахского ханства, торговым центром Центральной Азии, и местом собрания дервишей, влюбленных в Аллаха, и распространявших Ислам по степи…
111. Вот такой вот прекрасный и величественный, несмотря на пасмурное небо, пейзаж. Однако и он говорит о том, что жизнь скоротечна, смерть неизбежна, и обитель твоя – могила.

Не заботься о богатстве, ни о чем не думай, кроме Бога.
Не присваивай чужое добро, на том свете ждет кара.
Ни верная жена, ни добрая сестра не будут навеки с тобой.
Будь добрым, несчастный, жизнь промчится как ветер…


Ходжа Ахмед Яссауи

Зиярат кабыл болсын.

 

azan.kz

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт