Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ПРЕДПИСАНИЕ МОНОПОЛИИ?

Совет Улемов ДУМК muftyat.kz 28.06.2022 252 0 Комментарии
ПРЕДПИСАНИЕ МОНОПОЛИИ?

«Монополия – (греч. monos) слово образовано от двух словосочетаний: «один» и (poleo) «продавать», а в шариатской терминологии оно называется «ихтикар».

Лингвистическое значение слова ихтикар означает хранение определенного товара до повышения его цены. А терминологическое значение в шариате означает оптовую покупку какого-либо жизненно необходимого товара, приводящей к дефициту на рынке, с целью его продажи через некоторое время по более высокой цене [1].

Исламские ученые жумхур единогласно вынесли решение о недозволенности ихтикара [2]. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَأْكُلُوٓاْ أَمْوَٰلَكُم بَيْنَكُم بِٱلْبَٰطِلِ إِلَّآ أَن تَكُونَ تِجَٰرَةً عَن تَرَاضٍۢ مِّنكُمْ

«О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию…»[3]. В следующем аяте также сказано:

كَيْ لَا يَكُونَ دُولَةً بَيْنَ الْأَغْنِيَاءِ مِنْكُمْ

«Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас»[4].

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من احتكر على المسلمين طعامهم ضربه الله بالإفلاس أو الجذام

«Кто скупает продукты питания мусульман, того Аллах подвергнет банкротству или проказе»[5].

Среди ученых имеются ряд мнений касательно дозволенности ихтикара:

  1. Ученые ханбалитского и шафиитского мазхабов придавали ихтикар значение касательно употребления продуктов. В качестве доказательства они руководствовались вышесказанным хадисом [6].
  2. Имам Абу Ханифа и имам Мухаммед согласно принципам шафиитского мазхаба считали что ихтикар может касаться продуктов питания людей и скотов [7].
  3. Согласно Имаму Абу Юсуф и маликитскому мазхабу ихтикар может охватывать все товары потребления [8]. В качестве доказательства они приводили следующие хадисы: «Только заблудший может хранить товары и продавать их с выгодой»[9]«Если кто-либо будет совершать монополию с намерением получить выгоду, то он - заблудший»[10]«У перевозчика больше блага, а монополист лишен всего этого»[11].

Современные ученые также одобряют эти мнения [12]. Однако, большинство ученых считают, что ихтикара будет считаться харамом если будут иметь место следующие условия:

  1. Если это навредит человеку, не продав нужную ему вещь [13] (если это не навредит никому, это не будет считаться монополией);
  2. Если возникнет острая необходимость в товаре;
  3. Если продавец удерживает товар, пока цены не достигнут максимума.

Если найдётся одно из этих трёх условий, и даже если вещь куплена на местности или импортирована, считается ихтикаром не продавать её при необходимости [14]. Потому что монополия проявляется во вреде людям, причинении им лишений. В настоящее время большая часть торговых товаров реализуется посредством экспорта и импорта [15].

 

ПРЕДПИСАНИЕ: 
  1. Монополия заключается в том, чтобы хранить нереализованные предметы, необходимые обществу, людям и животным, а также импортные товары, пока их цены не достигнут максимума.
  2. Согласно шариату, монополия строго запрещена.
  3. Искусственное повышение цен по взаимному согласию нескольких лиц или компаний является монополией.

 

Совет Улемов ДУМК

 

[1] Хашияту ибн Абидин, 9/571.

[2] Аль-Маусугату аль-фикхия, 2/90.

[3] Сура «Ниса», 29-аят.

[4] Сура «Хашр», 7-аят.

[5] Риваят Имама Ахмад, №135.

[6] Аль-Мугни, 4/167. Ар-Рауд аль-Мурбиг хашия, 4/390.

[7] Тибяну аль-Хакаиқ, 6/27. Бадаиу ас-санаи, 6/516.

[8] Хашияту ибн Абидин, 9/571. Аль-Мунтака шарху аль-Муатта, 5/16.

[9] Имам Муслим, №1605.

[10] Имам Ахмад, №8602.

[11] Ибн Мажа, №2153.

[12] Ахмад Мустафа Афифи, аль-Ихтикар уа маукифу аш-шариати аль-исламияти минху, 116-стр.

[13] Бадаиу ас-санаи, 6/516. Мауахибу аль-Жалил, 4/227. Асна аль-Матолиб, 2/37. аль-Мугни, 4/167.

[14] На самом деле, это спорный вопрос среди ученых. В мазхабах ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов монопольные товары должны закупаться на месте. Это не монополия, если товар ввозится из другого города или продукция предприятия не продается, хотя зерно на полях пользуется большим спросом. По мнению имама Абу Юсуфа и некоторых ученых маликитской школы, не обязательно покупать товары по месту жительства. Он считается монополистом, даже если отказывается от импорта и продажи из другого региона. Это связано с тем, что негативные последствия монополий измеряются вредом, который они причиняют обществу (Бадай ас-Санайиг, 6/515). Эта точка зрения поддерживается современными учеными. (Ахмад Мустафа Афифи, аль-Ихтикар уа маукифу аш-шариати аль-исламияти минху, 139-стр).

[15] Мажид Абу Рахия, аль-Ихтикар дирасату мукарана, 478-стр.

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт