Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЯНИЯ (ТАУБА) В ИСЛАМЕ

Нурлан Кайрбеков muftyat.kz 07.11.2022 1094 0 Комментарии
МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЯНИЯ (ТАУБА) В ИСЛАМЕ

Мусульмане в этом мире всегда должны помнить, что это жизнь и этот мир (дунья) для них временное пребывание. Каждый человек, который хорошо поймет значения своего существования и своего предназначения в этом мире, будет стремится к совершению правильной и богобоязненной жизни. Очень много есть факторов, которые могут повлиять на правильное понимание человека этих вопросов. И самое главное, если он уже в детстве получает богобоязненное воспитание, хорошие знания своей религии, понимание в том, что должен хорошо относится к людям, с которыми он живет и встречается в этом мире, такой верующий сможет прибрести много для себя и с достоинством вернуться к Всевышнему Аллаху.

Для того, чтобы человек мог быть уверен, что идет по правильному пути должен уметь разбирается в том, что делает его праведным и что его ведет к совершению греха и делает его грешным человеком перед Создателем. Верующий человек старается избегать больших и малых грехов, но если с ним это произошло, то тогда такой верующий пусть знает, что он просто человек, который может совершит оплошность и впасть в грех.

И здесь есть несколько путей у человека. Если он действительно верующий человек, тогда должен сразу остановится в совершении греха и тех поступков, которые ведут его к этому, обратится к Всевышнему Аллаху и попросить прощения и совершить искреннее свое покаяние перед Ним. Как нас этому учить сам Всевышний Аллах в Священном Коране: «Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной (грешный) поступок по своему невежеству (слабости веры и неведению) и вскоре раскаиваются. Их покаяния Всевышний Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый» (Сура ан-Ниса, 16 аят). 

Здесь мы видим, что Всевышний Аллах обещал принимать покаяние тех людей, которые совершают греховной поступок по своему неведению и незнанию, но потом после совершения в скором времени раскаиваются и сожалеют о содеянном деяний. Покаяния таких людей Всевышний Аллах примет, ведь Он – Милостивой и Милосердный. Мусульманин парой бывает совершит поступок, который действительно не соответствуют законам шариата Ислама и переходит границы, которые указал сам Всевышний Аллах в своей Священной книге и те положения, которые есть в чистой сунне нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Но, если верующий, осознав свой неправильный поступок, приходит к покаянию, – то Всевышний Аллах может его простить – ведь Аллах Знающий, Мудрый.  

Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, ибо я, приношу Ему свое покаяние по сто раз в день». Этот хадис приводит ученый, имам Муслим. Сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не забывал совершать свое покаяние и призывал к этому своих сподвижников и всех верующих людей. Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются искренне кающиеся». Этот хадис приводит ученый ат-Тирмизи.  

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Скажи: О рабы Мои, преступившие предел дозволенного во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (Сура аз-Зумар, аяты 53-54).

Ученый исламского мира, известный толкователь, муфассир Исмаил ибн Касир сказал: «Этот благой аят является призывом для покаяния ко всем грешникам. Этот аят извещает о том, что Всевышний Аллах прощает все грехи тому, кто отказался от их совершения и принес покаяние за это, какими бы они ни были и даже если они по количеству подобны морской пене».   

Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет такого правоверного раба Аллаха, чтобы у него не было греха, который он совершал бы время от времени». Этот хадис приводит ученый имам ал-Бухари и имам Муслим. Поэтому, нам всегда нужно помнить о своем покаянии перед Всевышним Аллахом.

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит очень много о совершении покаянии (ат-тауба) верующего человека, и этот вопрос освещается очень много в Исламе. Мусульманин, обращаясь к Всевышнему Аллаху своими молитвами о прощении его грехов должен быть искренним и с твердыми намерениями не возвращается к этому греху снова. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит следующее: «О, верующие, делайте свое покаяние, раскаивайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (Сура ат-Тахрим, 8 аят).

Из этого аята, мы можем понять, что Всевышний Аллах к нам Милостивой и Милосердный и дает нам шанс избавится от наказания за совершенные нами грехи, через искренние покаяние перед Всевышним Аллахом. Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто искренне кается в своих грехах перед Всевышним Аллахом, становится будто безгрешный». Этот хадис приводит ученый Ибн Маджа.  

Ученый исламского мира известный толкователь, муфассир имам Мухаммад ибн Ахмад ал-Куртуби сказал: «Община мусульман единогласна в том, что покаяние – это обязанность всех правоверных людей».  Мы всегда должны помнить об этом и не забывать, что искрение покаяние может нас сохранить от наказания в Судный день.

В совершении своего покаяния, мусульманин должен знать, что есть условия, когда совершение покаяния будет правильным и верным и далее принятым Всевышним Аллахом.

Во-первых, мусульманин должен искренне делать свое покаяние перед Всевышнем Аллахом. Всевышний Аллах повелел Своим рабам искренне каяться пред Ним, сказав: «О вы, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (Сура ат-Тахрим, 8 аят). Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него!».  Этот хадис приводит ученый ан-Насаи.

Во-вторых, человек должен прекратить совершать этот грех, как Всевышний Аллах сказал про это в Священном Коране: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» Сура ал-Анфаль, аят 38. Ученый исламского мира, имам Фудайль ибн Ийяд сказал, что мольба о прощении без отказа от грехов, это неправильное и не искреннее покаяние.

В-третьих, человек должен сожалеть о том, что совершил прегрешение, и далее искренне покаяться, как сказал сам Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Сожаление о грехе – это уже есть покаяние». Этот хадис приводит ученый Ибн Маджа.

В-четвертых, мусульманин должен уметь правильно обращаться к Всевышнему Аллаху с своим покаянием и только у Него просит прощение за свои грехи.  Искреннее раскаяние человека необходимо, и он должен просить прощения у Всевышнего своими устами, как повелел это сам Всевышний Аллах, сказав: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним» (Сура Худ, аят 3).

Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах Всевышний говорит: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя!». Этот хадис приводит ученый ат-Тирмизи. Мы мусульмане не должны забывать о Милости и Милосердии Всевышнего Аллаха.

В-пятых, у человека должна быть решимость больше никогда не совершать этот грех, он должен сделать все, чтобы вновь не вернуться к этому. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние трудящихся!» (Сура Али ‘Имран, аяты 135-136).

Также не будьте похожи на таких людей, которые не думают о совершении своего покаяния перед Всевышним Аллахом, которые забыли и не вспоминают о том, что их ждёт ответ за совершенные ими поступки и прожитую ими жизнь. Именно о таких людях, сказал Всевышний Аллах в Священном Коране: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяние, а когда к нему приходит смерть, тогда он говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», - и для тех, кто умирает неверующим в этом мире. Для них Мы приготовили мучительные страдания» (Сура ан-Ниса, 16 аят). 

Сегодня свои призыв в Исламе хочу закончить словами Всевышнего Аллаха, где Он говорит: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: «Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь» (Сура ат-Тахрим, аят 8). 

 

Нурлан Кайрбеков,

Доктор PhD религиовед, исламовед
Заведующий отдела религиозной экспертизы ДУМК

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт