
Вопрос о предоставлении жилья нуждающемуся человеку за счет средств закята основан на правиле шариата о закяте, выплачиваемом бедным. Среди ученых существует несколько мнений относительно размера закята, который следует раздавать бедным.
Во-первых, в ханафитском мазхабе является макрухом, но не обязательным, чтобы богатый человек отдал бедному человеку сумму закята нисаба (сумму, равную 85 граммам золота или его стоимости) или более. Разрешено давать сумму, недостаточную для суммы нисаба (по мнению Абу Юсуфа, отдавать сумму, достаточную для нисаба, не является макрухом). Это сумма, выдаваемая одному человеку. Если есть семья, то каждому из них можно подарить сумму денег или имущество по размеру нисаба. А должнику воздается согласно сумме его долга, даже если она превышает сумму нисаба («Радду аль-мухтар», 3/302. «Фатху аль-кадир», 2/283. «Бадаиу ас-санайх» , 2/479-780).
Во-вторых, в соответствии с мазхабами Малики («Мавахибу аль-Джалиль», 2/343. «Шарху аль-Халиль», 2/215), Ханбали («Шарху Мунтаха аль-Ирадат», 1/453. «Кашшафу аль-Каннах», 2/ 284) и согласно одной из точек зрения шафиитского мазхаба («Аль-Маджмух», 6/175. «Тухфату аль-мухтадж», 7/164), можно давать бедным или нуждающимся и их семьям в качестве закята сумму денег и имущества, которая рассчитана на один год. Данная сумма не должна превышаться, так как обязательство по выплате закята возлагается на каждый год. Поэтому необходимо выплачивать сумму, рассчитанную на один год («Аль-Маусугату аль-фикхийя», 23/316-317. «Кашшафу аль-Каннах», 2/284). Об этом свидетельствует тот факт, что наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) брал продукты питания для своей семьи с расчетом только на один год (Бухари, №5357).
В-третьих, согласно другой точке зрения мазхабов Шафии («Мугни аль-мухтадж», 4/185) и Ханбали («Аль-Инсаф», 3/338), нуждающемуся разрешается давать денег достаточных для его потребности до конца жизни (еда, одежда, жилье, имущество, оплата за лечение и образование и др. Для самого бедного и для членов его семьи) (Мухаммад Маджид Итр, «Аль-Муфассаль фи аль-Фикх аль-Ханафи», 321. «Аль-Маусугату аль-Муасара фи фикхи аль-Хадая аль-муаасара (ал- Хадая аль-мугасара фи фикхи аль-Хадая аль-муаасара)», 306). Это потому, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что просить другого о том, что ему нужно, можно в трёх случаях, и один из них – если человек остался бе крова в связи с несчастным случаем, то он может просить о помощи, пока он не получит возможность улучшить свое положение (Муслим, №1044).
Известный учёный ханафитского мазхаба Ибрагим аль-Силкини сказал следующее: «Обобщая эти мнения, мы можем разделить бедняков на две группы: первая — это человек, который может позволить себе работать как владелец бизнеса, торговец, фермер , и у него достаточно денег для себя. Но у них нет средств ни на работу, ни на покупку инструментов для хозяйства, ни на торговлю. Людям этой группы в качестве закята может быть оплачено достаточно средств для работы, чтобы удовлетворить свои потребности и своих семей. Ко второй группе относится человек, который не может себе позволить работать. Например, инвалид, сирота, вдова, пожилой человек. Одному из них можно выплачивать в качестве закята средства, рассчитанные на один год. Его можно предоставлять ежемесячно или ежегодно в ежемесячном отчете.
Опираться на такое мнение облегчит положение нуждающихся. Так как, это соответствует словам Хазрата Умара (да будет доволен им Аллах): «Если вы собираетесь давать закят, давайте его таким образом, чтобы вы сделали этого человека богатым» (Ибн Абу Шайба, «Аль-Мусаннаф» №10526). Поэтому люди, которые могут позволить себе выплачивать закят, могут давать закят, чтобы те, у кого нет работы, могли работать, те, у кого нет жилья, смогли купить себе жилье, те, кто не женат, смогли завести себе семью (Ибрагим аль- Салкини, «Аль-Фикх аль-Ислами», 2/109, Мухаммад Маджид Итр, «Аль-Муфассал фи аль-Фикх аль-Ханафи», 321-322).
- Допускается богатому человеку оплачивать закят бедному, равный сумме нисаба (например, стоимости 85 граммов золота) или более (макрух), и он освобождается от обязательства.
- Разрешается оплачивать в качестве закята средства на покупку жилья нуждающемуся, который не может позволить себе работать.
Совет Улемов ДУМК
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт