Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ЧТО ТАКОЕ ИТИКАФ И КАК ЕГО СОВЕРШАТЬ?

Медет Курмашулы muftyat.kz 29.03.2024 156 0 Комментарии
ЧТО ТАКОЕ ИТИКАФ И КАК ЕГО СОВЕРШАТЬ?

Итикаф в арабском языке имеет значение «находиться в определенном месте, регулярно что-то делать, ограничиваться одним местом». В соответствии с шариатом итикаф означает уединение на некоторое время постящегося человека в мечети или месте, где произносится азан и камат.

Предписание итикафа варьируется в зависимости от его видов:

Ваджиб Итикаф. Этот вид итикафа совершается при ранее сделанном намерении. Например, когда человек намеревается совершить итикаф без каких-либо условий или с каким-либо условием. Например: «Я буду совершать итикаф в течение одного или нескольких дней ради Всевышнего Аллаха».

Итикаф сунна-муаккада: сунной-муаккадой считается тот итикаф, который делается в последние десять дней месяца Рамазан. Если в какой-либо мечети хотя бы один мусульманин выполнит эту сунну, то со всех других эта обязанность будет снята. Мать правоверных Аиша (р.а.) передает: «Посланник Аллаха совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамазан. Затем это совершали женщины».

Мустахаб итикаф. Совершение итикафа в другое время является мустахабом. Правилом итикафа является сидение в мечети и соблюдение поста. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Итикаф можно совершить соблюдая пост». Это связано с ваджиб и установленным сунной итикафом. Назр и Сунна Итикаф должны быть минимум один день. Потому что пост соблюдается не менее одного дня. Человек, намеревающийся совершить итикаф в течение одного дня, должен провести день и ночь в мечети. При мустахаб итикафе достаточно будет некоторое время посидеть в итикафе. То есть, если он намеревается совершить итикаф, когда входит в мечеть для молитвы, он считается совершившим итикаф до тех пор, пока не покинет мечеть.

Мужчины могут совершать итикаф в мечети, где совершаются коллективные молитвы, а женщины могут совершать итикаф в молитвенной зоне своего дома. К женщинам, остающимся дома, предъявляются такие же требования, как и к мужчинам, входящим в мечеть для итикафа. По мнению Абу Ханифы, итикаф нарушается если человек, совершающий итикаф, целует и обнимает свою жену, а также покидает место совершения итикафа в течение часа без причины. Человек, входящий в итикаф, может есть, спать и разговаривать внутри мечети. Разрешается покидать мечеть в случаях шариатской необходимости (нарушение омовения, совершение полного омовения вследствие омовения и т.п.).

Итикаф совершается ради преданности поклонению. Вступление в итикаф – один из лучших способов управлять своим нафсом. В то же время человек, приверженный итикафу, уходит в уединение, чтобы поклоняться своему Господу. Таким образом сердце человека отделяется от мирской жизни, душа обретает счастье. Кроме того, сидение в итикафе в течение последних десяти дней Рамазана увеличивает вероятность встретить ночь Предопределения (ляйлятуль-Кадр). В риваяте, переданном от матери правоверных Аиши (р.а.) говорится: «Посланник Аллаха проводил последние десять ночей Рамадана в поклонениях и будил свою семью ночью, чтобы они совершали поклонение». Также, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять ночей Рамазана». Поэтому мусульманам не следует говорить плохие слова во время итикафа и следует сосредоточиться на том, чтобы проводить больше времени в молитве, обучении, зикре, чтении Корана и вставании на ночную молитву. 


Медет КУРМАШУЛЫ,

Специалист Отдела Шариата и фетвы ДУМК

Журнал «Иман», №3, 2024 год

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт