
Вопрос: Может ли больной поститься?
Ответ: Если из-за голодания болезнь ухудшается или человек медленно выздоравливает, то разрешается не поститься [1]. Допустимо прерывать пост, если болят глаза или высокая температура. Также, если больной лежит в постели, если не может молиться стоя он может прервать свой пост [2]. Конечно, здесь нужно будет опираться на указания квалифицированного врача. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста, которые он не смог соблюдать. Всевышний Аллах говорит в Коране:
فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
«Если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[3].
Однако в месяц Рамазан не разрешается прерывать пост при всех видах заболеваний. Иногда соблюдение поста может излечить болезнь больного. Потому что научно доказано, что голодание — лекарство от многих болезней [4].
Вопрос: Может ли не поститься пожилой человек и человек с хроническими заболеваниями?
Ответ: Разрешается не поститься пожилому человеку, который не может позволить себе поститься в другое время года, а также человеку с хроническим заболеванием (болезнью на всю жизнь) [5]. Им не обязательно компенсировать соблюдение поста. Однако, им необходимо будет кормить одного бедняка в день (завтрак и ужин) для восполнения поста [6]. Об этом Всевышний Аллах говорит:
وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍۖ
«А тем, которые постятся с трудом (пожилые или имеющие хронические заболевания), следует в искупление накормить бедняка (т.е. за каждый пропущенный день поста кормить бедняка два раза в день или подать в денежном эквиваленте в качестве фидии)»[7].
Ибн Аббас истолковал это как пожилого мужчину и женщину, которые не могли позволить себе поститься [8].
Фидия — это (в среднем) полноценный прием пищи (завтрак и ужин) на одного человека в день [9]. Фидию также можно рассчитать с помощью суммы фитр садака. Фидию можно давать в начале или в конце Рамазана [10].
Фидия продолжительностью несколько дней может быть выделена как одному человеку, так и нескольким людям. Это пожертвование распределяется среди бедных людей, многодетных семей, бедных людей с ограниченными возможностями. Если человек не имеет материальную возможность платить фидию, он освобождается от уплаты. Он просит прощения у Всевышнего Аллаха [11].
Если больной человек в дальнейшем выздоровеет от хронического заболевания, если слабый человек наберется сил, то они освобождаются от временной выплаты фидии и должны будут компенсировать свои пропущенные посты [12]. Потому что условием для выплаты фидии считается продолжительная болезнь или слабость до самой смерти [13].
Вопрос: Что делать, если у человека диастр и он не может поститься?
Ответ: Болезнь – одна из причин освобождения от соблюдения поста. Имам Насафи в книге «Канзу ад-Дакайк» сказал: «Если он боится обострения болезни, ему разрешается прервать пост» [14].
Но эти заболевания рассматриваем с двух позиции:
Первое: излечимая болезнь. В этом случае можно прервать пост. Позже, выздоровев от болезни, он восполняет пропущенные посты. Всевышний Аллах сказал в аяте 184 суры «Аль-Бакара»: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».
Второе: Хроническое (длительное) заболевание, при котором нет возможности поститься. В этом случае он оплачивает фидию каждый день не соблюдая пост. В продолжение приведенного аята Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые постятся с трудом (пожилые или имеющие хронические заболевания), следует в искупление накормить бедняка в качестве фидии».
Из книги «Фетвы касательно поста в Рамазан»
[1] «Радду ал-мухтар», 3/403-404.
[2] «Ал-Фатауа ат-Татархания фил-фикхи ал-ханафи», 2/114.
[3] Сура «Бакара», 184-аят.
[4] Абдулхамид Махмуд Тухмаз, «ал-фикх ал-ханафи фи саубихи ал-жадид», 1/437.
[5] «Радду ал-мухтар», 3/410. Абдулхамид Махмуд Тухмаз, «ал-фикх ал-ханафи фи саубихи ал-жадид», 1/442.
[6] «Ал-Хидая шарху бидаяту ал-мубтади мага шархи ал-алламати Абдулхаи ал-Лакнауи», 2/270. «Радду ал-мухтар», 3/410.
[7] Сура «Бакара», 184-аят.
[8] Ат-Таханауи, «Иглау ас-сунан», 6/2891. Бухари, №4505.
[9] «Фатауа ат-Тарахания», 2/117.
[10] «Радду ал-мухтар», 2/427. «Ал-Бахру ар-райык шарху канз ад-дакайык», 2/308.
[11] Абдулхамид Махмуд Тухмаз, «ал-фикх ал-ханафи фи саубихи ал-жадид», 1/442-443.
[12] «Ал-Фатауа ал-хиндия», 1/227.
[13] «Ал-Хидая шарху бидаяту ал-мубтади маға шархи ал-алламати Абдулхаи ал-Лакнауи», 2/270. «Радду ал-мухтар», 3/410.
[14] «Канзу ад-дакайк», 28-стр.
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт