Мавлид - это обряд празднования дня рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Этот знаменательный день соответствует 12-му числу месяца Раби-уль-авваль по календарю хиджры. Его можно праздновать целый месяц. В этот месяц читаются отрывки из Мавлид Шариф, салавата и молитвы. На мавлиде ведут проповеди о биографии и нравственности Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Следовательно, праздновать мавлид - это мустахаб.
Со слов Ибн Аббаса передается, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Почему вы поститесь в этот день?», на что они ответили: «Это великий день, когда был потоплен фараон и Моисей был спасен. Мы постимся в этот день в знак благодарности Аллаху». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в этот день и велел другим также поститься» [1].
Благодарность Аллаху осуществляется через соблюдение поста, раздачу милостыни и чтения Корана. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является одним из величайших благ Аллаха. Потому что с ним пришла весть об Исламе, вере, Рае и спасении от Ада. Празднование рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), кормить бедных, читать проповедь - все это акты благодарности, которые приводят к довольствию Аллаха. Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» [2].
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) чтил свой день рождения и выражал свою благодарность постом. Со слов Абу Катада передается, что когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о посте в понедельник, он ответил: «Я родился в тот день, и в тот день мне было ниспослано откровение»[3]. Ученые говорят, что, основываясь на приведенных выше хадисах, разрешено праздновать мавлид [4].
Утверждение некоторых людей о том, что Мавлид является бидаатом (нововведением) и что он не отмечался саляфами (сподвижниками, табиинами, и их последователями), не является доказательством запрета. Это потому, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам назвал то, что является благим, «сунной» и сказал, что тот, кто это сделает, будет вознагражден. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кто совершает доброе дело «сунна хасана» в Исламе, будет вознагражден за него и получит награду тех, кто последовал этому примеру. И кто бы ни совершил плохой поступок в Исламе, ему будет записан грех, и записаны грехи тех, кто за последует его примеру»[5].
«Сунна хасана» в этом хадисе включает в себя все добрые дела, которые не противоречат принципам шариата и основам религии. Доказательством этому служит то, что Умар (р.а.) собирал всех людей за одним имамом в молитве Таравих, а Усман бин Аффан (р.а.) собрал Коран, добавил второй азан к пятничной молитве и так далее.
Празднование Мавлида одобрено Ибн Хаджаром Аскалани, Хафизом Суюти, Абдуллой ибн аль-Хаджем, Хафизом ас-Сахави, Хафизом аль-Касталани, Хафизом ибн аль-Шама, Ибн Хаджаром аль-Хайтами и другими западными и восточными учеными [6]. Таким образом, празднование мавлида Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не противоречит шариату.
Бауыржан Абдуалиев
Отдел шариата и фетвы
[1] Бухари, Муслим.
[2] Сура "Аль-Имран", аят 164.
[3] Муслим, №1162.
[4] Ибн Раджаб Ханбали, Латаифу аль-Магарифу фима ли мавасими аль-ами минал-вазаифи, 98. Али Джума, Аль-Баян, 169–174.
[5] Муслим, №1017.
[6] Ас-Сути, аль-Хави лил-фетва, 1 / 181–189. Мулла Али Кари, аль-Мауруд ар-Руи, 307. Аль-Касталани, аль-Мавахибу аль-Ладуния, 1/148. Ибн аль-Шама, аль-Баис аль-инкари аль-бидги, 1 / 23-24. Аль-Хайтами, аль-Фатава аль-Хадития, 202.
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт