Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

МОЖНО ЛИ СДАВАТЬ В АРЕНДУ АРЕНДОВАННОЕ ИМУЩЕСТВО?

Отдел шариата и фетвы ДУМК muftyat.kz 20.09.2021 391 0 Комментарии
МОЖНО ЛИ СДАВАТЬ В АРЕНДУ АРЕНДОВАННОЕ ИМУЩЕСТВО?

Аренда – это договор об оплате за пользование имуществом (Хашияту ибн Абидин, 9 / 6-7. Аль-Касани. Бадаи ас-Санайг, 5/511). По договору аренды арендатор не имеет права продавать имущество. Потому что он имеет право только на его пользование.

Большинство ученых (джумхур) сходятся во мнении, что арендатор может сдавать имущество в аренду (субаренда) после того, как он его приобрел. Недвижимость можно сдавать в аренду по любой цене (согласно Ханафитскомумазхабу, арендатор может сдавать в аренду имущество по той же цене или за меньшую или большую сумму денег. Однако, если арендатор сдает имущество дороже, то деньги от наценки раздает в качестве милостыни. Если в арендованное имущество добавлено другое имущество арендатора, то разрешено оставлять деньги от наценки себе  (Мабсут, 15/130, аль-Фатава аль-Хиндия, 4/425). Согласно фетвам Малики, Шафии и Ханбали арендатору дозволено сдавать в аренду имущество по той же цене или за меньшую или за большую цену. Так как аренда - это сделка, подобная торговле. Так же, как покупатель может продать то, что он купил, по той же цене или меньше, арендатор имеет такое же право (ат-Тафриг, 2/185.Раудатуат-Талибин, 5/256. Аль-Инсаф, 6/34. Аль-Мугни, 8/56).

Ученые ханафитского, маликского и шафиитскогомазхабов считают, что арендованное имущество не должно подвергаться изменениям в процессе его использования (Аль-Маусугату аль-Фикх, 1/267.Мухтасар аль-Тахави, 129. Аль-Фатава аль- Hindiya, 4/425. Al-Kafi., 2/748. Тухфату аль-мухтадж, 6/200). Доказательство этому является следующее утверждение: «Право собственности на имущество дает полное право пользования имуществом. Таким образом, если разрешено продавать плоды дерева, то  можно и сдать имущество в аренду после его приобретения.Точно также, если разрешено продавать имущество после его приобретения как собственность, здесь также можно сдавать в аренду имущество после его приобретения»(аль-Мугни, 1/54.Аль-Мухзиб, 1/403).

При сдаче в аренду недвижимость или квартиру необязательно спрашивать арендатора, для чего он будет ее использовать. Это связано с тем, что арендатор имеет право жить в квартире сам один, своими родственниками или сдавать ее в аренду кому-то другому, а также ставить свои или чужие вещи. Однако не дозволено строить что-либо, что изменит основной фундамент или стены квартиры, или доводить дом до бедственного состояния (Aль-Касани. Бадаи ас-Санаиг, 5/546).

Если арендатор злоупотребляет арендованным имуществом, вопрос рассматривается следующим образом:
  1. Хозяин не знает, что арендатор использует имущество в греховных целях. В этом случае договор аренды правильный, полученная оплата за аренду – халяль. Все ученые единодушны в этом мнении.
  2. Хозяин осведомлен, что арендатор занимается греховными делами.

По словам Абу Ханифы, договор действителен, и даже доход от аренды является халяль. Этим он не совершает грех. Грех записывается на арендатора, который совершает грехи. Потому что арендодатель сдал в аренду здание не для совершения греховных дел.  Следовательно, доход от арендной платы считается дозволенным, даже если этот доход поступает с греховных поступков. Однако, по словам имама Абу Юсуфа, имама Мухаммада и трех имамов (Малик, Шафи'и, Ахмад), такой договор недействителен, если известно, что арендатор использует его для греховных целей. Это потому, что считается, что имущество сдано в аренду для греховных дел». (Атия ас-Сакр, Фатава дари аль-ифта аль-мисрия, 9/374.Аль-Мавсугату аль-фикхия, 1/286) 

Хукм: 
  1. Арендованное имущество может быть сдано в аренду другому лицу по желаемой цене. Однако нельзя изменять основу имущества.
  2. Нельзя сдавать имущество в аренду, если известно, что оно будет использовано в греховных целях. 

Газета «Мунара», №13, 2021 г.

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт

Последние

Мусульманский Календарь