Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ДОЗВОЛЕНЫ ЛИ ШАРИАТОМ ШАХМАТЫ И НАРДЫ?

muftyat.kz 29.01.2021 36075 0 Комментарии
ДОЗВОЛЕНЫ ЛИ ШАРИАТОМ ШАХМАТЫ И НАРДЫ?

Шариатское постановление (хукм) относительно игр, как шахматы и нарды, зависит от того, являются ли они азартными или нет. Ученые же единогласны в том, что любая азартная игра – запретна. Потому что в Коране Аллах повелевает: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (Сура «Бакара», аяи 219).

Согласно ханафитскому мазхабу игра в шахматы является макрухом. Имам Маргинани (да смилостивится над ним Аллах), известный факих, писал в своей книге «Хидая»: «Шахматы, нарды, четырнадцать (игра, в которую играют иудеи) и другие игры – макрух». Потому что, если эти игры играются за деньги, то они становятся азартными, если деньги не вкладываются – это бесполезное времяпровождение. Эти игры также препятствуют поминанию Аллаха, отвлекает от пятничного и пятикратных молитв. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что отвлекает тебя от поминания Аллаха, так это – азарт» («Хидая», 6 / 515-516).

Однако, по словам имама Абу Юсуфа (да смилостивится над ним Аллах), игра в шахматы - мубах, то есть разрешена (Шарх аль-Фатх аль-Кадир, Ибн Хумам, 8/498).  На это есть несколько причин.

Во-первых, не было явных доказательств того, что игра в шахматы – запретна. Есть хадисы о запрете нардов.  Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто играет в нарды, будто погрузил свою руку в кровь свиньи» (Бухари, Муслим).  Другой хадис гласит: «Кто играет в нарды, восстал против Аллаха и Его Посланника» (Ибн Маджах).

Во-вторых, сподвижники и табиины, такие как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сирин, Хишам ибн Гуруа, Саид ибн Мусайаб и Саид ибн Джубайр (да будет доволен ими Аллах) считали игру в шахматы разрешенной (халяль).

В-третьих, игра в шахматы развивает логику и улучшает память. 

Для того, чтобы игра в шахматы была дозволенной, имам Абу Юсуф выдвинул следующие условия:

1) не входить в азарт; 

2) не тратить время впустую; 

3) не пропускать обязательные поклонения(«Хашият Ибн Абидин», 6/394).

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт