Проклятие (ла'на) означает отдалять, прогонять. Если проклятие от Аллаха, это означает отвернуться от добра, подвергнуться гонениям, а если оно произносится человеком, это означает плохое пожелание [1].
Ибн Хаджар сказал: «Проклятие – это злое желание, которое отдаляет человека от милости Аллаха»[2].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что проклятие – это плохой поступок и чуждо истинно верующему, и приказал избегать его. Сподвижник Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Когда человек произносит проклятие, оно поднимается к небу, и двери неба закрываются от него, тогда оно опускается на землю, и земля закрывается от него, оно ищет способ убежать, но не может. Тогда оно переходит к тому, кто был проклят. Если он заслуживает проклятия, оно поражает его, а если не заслуживает, оно отскакивает на того, кто произнес проклятие и поражает его»[3].
Что касается хукма о проклятии, то он рассматривается следующим образом:
1) Допустимо, если проклятие направлено не на отдельного человека, а на угнетателей в целом.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
أَلَا لَعْنَةُ اللهِ عَلَى الظَّالِمِينَ
«Да будет проклятие Аллаха над беззаконниками»[4].
Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Разрешено проклинать не определённого человека, а качества»[5].
2) В шариате разрешено проклинать проклятых, таких как Абу Лахаб и Иблис. Ибн Муфлих сказал: «Разрешено проклинать проклятых в Коране и хадисах»[6].
3) Проклятие отдельного мусульманина – харам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Проклятие верующего – все равно что убить его»[7].
Имам Навави сказал: «Потому что, если преступник лишает жизни в этом мире, проклинающий лишает благословений будущей жизни и милости Аллаха. Некоторые ученые полагают, что проклятие верующего так же греховно, как убийство человека»[8].
Аль-Баджайрами: «Проклинать отдельного мусульманина – харам. Все мусульмане единодушны в этом мнении»[9].
4) Не следует проклинать человека, даже если он неверующий или грешник. Потому что проклятие лишает божественной благодати. Поэтому не следует человеку проклинать, не зная что будет с ним в последнем моменте его жизни.
Имам Навави сказал: «Человеку не следует проклинать, не зная, что произойдет в конце. Вот почему ученые говорят, что нельзя проклинать человека, независимо мусульманин он или немусульманин. Исключением могут быть такие как Абу Джахль и Иблис, которые, как известно, умерли или умрут из-за неверия»[10].
В связи с этим не разрешается проклинать человека, даже если он мусульманин или исповедует другую религию.
Отдел шариата и фетвы Духовного управления мусульман Казахстана
[1] Ибн Фарис, «Му'джам макайиси аль-луга», 5/252.
[2] Фатху аль-бари, 1/406.
[3] Передал Абу Дауд.
[4] Сура «Худ», 18-аят.
[5] Аз-Зәэауаджиру ан иктирафи аль-кабайир, 2/96.
[6] Аль-адабу аш-шаргия, 1/277.
[7] Бухари, Муслим.
[8] Шарху Муслим, 16/148-149.
[9] Хашияту алаль аль-Икна, 3/19.
[10] Шарху Муслим, 2/67.
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт