Председателю Духовного управления
мусульман Казахстана
Ержану хаджи Маямерову
Адвокатский запрос
Для оказания им правовой помощи ко мне обратились учащиеся одного из колледжей г.Алматы. Причиной обращения послужило то, что директор и учителя данного учебного заведения не допускают их к занятиям в связи с тем, что они покрывают голову платком и одеваются в соответствии с исламскими канонами.
В соответствии с п.5 ст.3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.
В этой связи, прошу разъяснить: является ли принуждение снять платок и недопущение к занятиям из-за отказа снять этот головной убор воспрепятствованием законной религиозной деятельности, нарушением гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорблением их религиозных чувств, а также осквернением почитаемых последователями исламской религии предметов?
Директор Учреждения Адвокатская
контора «Адал адвокат», профессор
Ж. Бұлхайыр
«Адал адвокат», профессору,
Бұлхайыр Жандосу Балтабекұлы
Адрес: г.Алматы, пр.Гагарина,
д.294/1, кв.51, тел.317-85-57,
8-701-5311290
Укрытие аурата от посторонних взглядов, предписан совершеннолетней женщине Исламом, оно не требует ничего от нее, кроме соблюдения пристойности в ее одежде и общем виде, чтобы не подвергаться преследованиям со стороны мужчин. Укрытие аурата в этом случае является охраной и защитой для женщины, а не путями сковывающими ее движение. Это не значит, что необходимо скрывать лицо или скрывать руки в перчатках. Это не является обязательным (ваджиб) и для женщины мусульманки допустимо (джаиз) открытие лица и кисти рук перед чужими мужчинами. Платок одна из добродетелей Ислама и почитается мусульманами. Если снять с головы женщины платок или оголить ее плечи, то можно сказать, что это приравнивается к публичному снятию нижнего белья и оголению половых органов. А какой нормальный родитель, брат или муж женщины пожелает, чтобы их дочь, сестра или супруга вышла на улицу без нижнего белья?
В условиях Казахстана, где мусульмане составляют большинство, остается актуальным формирование в обществе положительного образа Ислама путем пропоганды его духовно-нравственных ценностей, в том числе личным примером, благочестивым поведением внешним видом, более правильным будет ношение женщинами-мусульманками соответствующей одежды без использования никаба (Никаб (араб.) – один из атрибутов мусульманской жизни одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины).
В Казахстане женщины платками традиционно прикрывали голову, а женщины в возрасте носили кимешек. У казахов имелись свои традиционные национальные одежды соответствующие шариату. Поэтому нам надо придерживатся этого. И нет необходимости нашим женщинам уподоблятся арабским или пакистанским национальным стилям, смысл в том, что должен быть закрыт аурат.
В соответствии с п.5 ст.3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.
Принуждение кем-либо снять платок, а также недопущение к занятиям из-за отказа снять этот головной убор является воспрепятствованием законной религиозной деятельности, нарушением гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии и оскорблением их религиозных чувств.
Право на ношение платка, это и есть «гражданские права физических лиц по мотивам отношения к религии». А сам платок, это и есть «предмет, почитаемый последователями той или иной религии (в данном случае последователями религии ислам)» и его срыв с головы или принуждение снять его является осквернением этого предмета и оскорблением религиозных чувств мусульманских женщин и всех мусульман, что согласно данной норме Закона категорически не допускается.
После этого, полагаем станет понятным для всех, в том числе для руководителей учебных заведений и работодателей, что их требование снять платок, является тяжелейшим оскорблением и осквернением религиозных чувств верующих женщин и их родственников. Они должны осознать всю глубину причиненных им морально-нравственных страданий.
Согласно части 2 статьи 375 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях Воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств либо осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, если все вышеизложенные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, на должностных лиц - в размере ста месячных расчетных показателей, на юридических лиц - в размере двухсот месячных расчетных показателей.
Таким образом, законодательство Республики Казахстан в достаточной мере защищает права всех верующих, в том числе право мусульманской женщины на ношение платка. Поэтому нам непонятно почему возникают такие проблемы в некоторых организациях образования и с некоторыми работодателями.
На международном форуме «Женщина и религия» прошедшем 4 марта 2013 года Советник Президента РК, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова сказала, что «женщины, одевающие хиджаб, не могут быть ограничены в чем-либо. Работодатели не имеют права не пускать на работу в подобной одежде».
Отдел Шариата и фетвы ДУМКа
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт