Фаджр

Восход

Зухр

Аср

Магриб

Иша

Расписание на год на месяц

ИПОТЕКА ПО ШАРИАТУ: КАК В КАЗАХСТАНЕ РАЗВИВАЕТСЯ ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ (ИНТЕРВЬЮ)

www.muslim.kz 31.10.2017 4014 0 Комментарии

В последнее время в банковском секторе Казахстана стали активнее говорить о развитии исламских финансов. И хотя в целом для рынка это явление и не новое, для рядовых казахстанцев оно пока еще не совсем понятно.

Дело в том, что система привлечения вкладов и выдачи займов отличается от привычной – все делается по законам шариата. Чтобы лучше понять, в чем суть этих отличий и какие перспективы у исламского финансирования есть в Казахстане, корреспондент Today.kz обратился к заместителю председателя правления первого такого фининститута в стране – АО "Исламский банк Al Hilal" Елтаю Мухамеджанову.

- Елтай Нурболатович, вопрос может показаться уже заезженным, но все же: в чем главные преимущества исламского банкинга перед традиционным?

- Исламское финансирование надо рассматривать в дополнение к традиционным финансовым институтам. В условиях Казахстана это в первую очередь дополнительные источники финансирования.

Самым большим преимуществом исламского финансирования является отсутствие спекулятивной составляющей. По законам шариата нельзя перепродавать долг и открывать необеспеченную короткую позицию, иными словами, продавать то, чего не имеешь, или на финансовом языке "шортить".

Также, к примеру, возьмем исламский лизинг "иджара". Если в традиционном банке вы получаете актив в лизинг, то вне зависимости от того, что потом случилось с этим активом, вы должны производить выплаты.

В случае с исламским финансированием, если вы получите актив и с ним что-то случится – например, техника сломалась или временно не работает, в этом случае вы временно прекращаете платежи. То есть банк говорит: "Как починишь и начнешь зарабатывать дальше, так и продолжишь платить".

Есть и другие особенности. В исламских банках штрафы не могут идти в доход – они направляются на благотворительность. Штрафы и пени выступают как инструмент для поддержания дисциплины заемщика.

- На открытии первого розничного филиала в Алматы финансовый директор Al Hilal Bank Айдын Таиров отметил, что вклады в банке не страхуются Казахстанским фондом гарантирования депозитов. Какие есть гарантии у вкладчиков на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств?

- Да, по сути, исламские банки не могут давать гарантий в этой части.

Но если смотреть в целом, то любой банк, который является участником фонда, может гарантировать сумму до определенного "потолка". Это 10 миллионов тенге для вкладов в нацвалюте и пять миллионов тенге при валютном депозите. 

Поэтому при выборе финансового института вкладчики должны обращать внимание на кредитный рейтинг, качество портфеля, достаточность собственного капитала.

К примеру, группа Al Hilal имеет высокий международный рейтинг А+ от Fitch Ratings и А1 от Moody’s.

- Также было заявлено, что в течение двух лет вклады казахстанцев в Al Hilal Bank достигнут отметки в 100 миллионов долларов. Насколько реалистичны такие ожидания?

- Думаю, они достаточно реалистичны, и мы даже сможем перевыполнить план. Прежде чем выйти на розничный рынок, мы провели анализ рынка и запуск в тестовом режиме, чтобы оценить насколько физическим лицам будут интересны депозитные продукты нашего банка. Поставили перед собой цель – за четыре недели собрать 30 вкладчиков либо сумму в миллион долларов. В итоге мы превысили ожидаемые результаты – вкладчиков оказалось около 75, а сумма достигла 13 миллионов долларов.

Поэтому я уверен, что мы сможем собрать и 100 миллионов.

- В международном финансовом центре "Астана", помимо прочего, сейчас активно изучают развитие инструментов исламского финансирования. Какие перспективы, по вашему мнению, есть у такого банкинга в нашей стране?

- Казахстан, в сравнении с другими странами постсоветского пространства, по развитию законодательной базы ушел дальше, поэтому перспективы хорошие.

На данный момент рынок исламских финансов представлен двумя банками Al Hilal и "Заман банк", а также лизинговыми компаниями "Казахстанская Иджара Компания" и "Аль Сакр Финанс". Я думаю, что для дальнейшего развития исламского финансирования в Казахстане нужно время для формирования рынка с пулом профессиональных игроков.

-  Стоит ли казахстанским традиционным банкам внедрять у себя инструменты исламского банкинга, как это делают на Западе?

- У нас по законодательству традиционным банкам нельзя иметь "исламское" окно (через которые реализуют продукты исламского финансирования – Прим. автора). Но интерес у местных, достаточно крупных банков, есть.

- Вы упомянули банк "Заман". Будет ли между вами конкуренция?

- Мы не видим здесь конкуренции. Наоборот, это станет дополнительным стимулом для развития рынка исламского финансирования в стране. Пока рынок исламских финансов является в какой-то степени концепцией. Когда появится несколько исламских банков, то уже можно будет говорить о рынке.

- Как вы считаете, сможем ли мы стать центром исламского банкинга на пространстве ЕАЭС и СНГ в целом?

- Предпосылки для этого есть – это законодательство и поддержка Национального банка в этой сфере. Казахстан быстро двигается по пути развития исламского банкинга, поэтому и перспективы очень хорошие.

Конечно, есть еще много продуктов, внедрение которых требует внесения поправок в законодательство. Но на это нужно время. А законодательная база, которая необходима для работы, уже присутствует. Теперь дело за рынком.

К примеру, в следующем году Al Hilal банк планирует внедрять новые продукты для розничного кредитования. В их числе будут кредитные и дебетные карты, ипотека.

- Чем исламская ипотека будет отличаться от обычной?

- Отличается сама структура займа.

Как это происходит в обычном банке: человек хочет купить дом, но текущий заработок ему не позволяет. В этом случае можно приобрести дом в ипотеку.

Некоторые люди по своим религиозным убеждениям не могут взять такую ипотеку. Мы же предлагаем продукт, работающий по законам шариата. Банк и клиент заключают договор купли-продажи. Цена жилья складывается из стоимости, по которой оно был приобретено, и наценки банка. Далее клиент частями переводит банку отсроченные платежи по согласованному графику. То есть здесь происходит торговля – есть актив, за который расплатятся.

Но следует отметить, что исламская ипотека может быть доступна для всех клиентов вне зависимости от вероисповедания. Отличаться будет лишь структура сделки.

Как я и говорил выше, со временем будут внедряться специализированные кредитные карты, автокредиты.  Инструменты мы будем вводить по приоритетам. Если всем будет интересна ипотека, то ее и будем внедрять в первую очередь.

Те продукты, которые предлагает клиентам традиционный рынок, будут появляться и у нас, но по законам шариата.

- Не так давно на выставке EXPO-2017 представители Малайзии рассказывали о развитии исламских финансов у себя в стране. Одним из интересных инструментов был "сукук" - так называемый исламский эквивалент облигаций. Сможем ли мы эффективно внедрить его в Казахстане?

- Сукук – это аналог еврооблигаций, которые свободно продаются на международных рынках. Это продукт, как инструмент его внедрять не надо.

Единственное отличие в том, что евробонды может покупать лишь традиционный рынок, а сукук – и исламские институты тоже. Дело в том, что если мы говорим об исламских институтах, то они могут вкладывать только в инструменты, выпущенные по законам шариата. Сукук как раз таковым и является.

Конечно, разница есть и в том, что сукук должен быть обеспечен каким-то существующим активом и создавать финансовые потоки. Этот продукт, как и любой другой, может получить распространение вместе с развитием исламского финансирования в Казахстане.

- Спасибо за интервью.

Юрий Масанов

По материалам: http://today.kz/

Комментарии (0)

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт