По ханафитскому мазхабу жертвоприношение является ваджибом для богатых [1], муким (те, кто не находится в пути) и свободных.
Аллах говорит в Коране:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
«Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение»[2]
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ كَانَ لَهُ سَعَةٌ وَلَمَ يُضَحِّ فَلاَ يَقرَبَنَّ مُصَلَّاَنَا .
«Если кто-либо, имея возможность, не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к тому месту, где мы совершаем молитву» [3]. Это предупреждение касается тех, кто не выполнил ваджиб.
В другом хадисе говорится:
مَنْ ذَبَحَ قَبْلَ الصَّلَاةِ فَلْيَذْبَحْ شَاةً مَكَانهَا وَمَنْ لَمَ يَكُنْ ذَبَحَ فَلْيَذْبَحْ عَلَى اسْمِ اللَّهِ
«Тот, кто совершил жертвоприношение до [праздничной] молитвы, пусть совершит его заново. А тот, кто еще не совершил, пусть принесёт жертву с именем Аллаха»[4].
Поэтому согласно нашему мазхабу не дозволено раздавать деньги жертвенного животного на садака, при этом не совершив обряд жертвоприношения в Курбан айт. Потому что, по шариату, нужно обязательно принести животное в жертву [5].
Однако, если мусульманин купил животное и не смог совершить жертвоприношение в дни Айта, то он отдает его как садака живым. Но если, он уже забил животное, то не оставляет себе часть мяса, а целиком раздает нуждающимся людям. Потому что, по истечению времени Айта, обязанность принесения жертвоприношения спадает, и животное отдается как садака. Если животное еще не куплено, то дается садака в размере стоимости жертвенного животного.
Следовательно, человек, который обязан принести жертву, должен заколоть жертвенное животное.
Отдел шариата и фетвы ДУМК
[1] Богатый человек - это человек, чье имущество во время Курбан айта покрывает его базовые потребности и его семьи, и достигло размера нисаба закята (85 граммов золота, 40 овец, 30 волов или 5 верблюдов).
[2] Сура «Каусар», 2-аят.
[3] Ахмад.
[4] Муслим.
[5] Радду аль-мухтар, 9-том, стр. 454
Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт